«Финансовые Известия»: Фонд без имущества

9 марта 2004 (07:13)

Исполняющий обязанности премьер-министра Виктор Христенко подписал распоряжение о временном устранении подследственного Владимира Малина от руководства Российским фондом федерального имущества (РФФИ). И.о. главы РФФИ назначен первый заместитель Кирилл Томачук. В фонде ждут прихода новой команды. А в правительственных кругах не исключают, что запятнавший свою репутацию орган будет ликвидирован. Борьба ведомств за контроль над продажей госсобственности может привести к злоупотреблениям, а в худшем случае грозит срывом программы приватизации.

«Нас бы обвинили в преступном бездействии»

28 февраля Генеральная прокуратура предъявила главе РФФИ Владимиру Малину обвинения в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий и рекомендовала правительству отстранить его от исполнения обязанностей. Малин стал еще одним подследственным по делу о покупке акций крупнейшего в стране предприятия по производству минеральных удобрений АО «Апатит». В 1994 году компания «Волна», подконтрольная группе «МЕНАТЕП», приобрела на инвестиционном конкурсе 20% акций «Апатита» (см. справку).

По делу «Апатита» уже сидят глава «МЕНАТЕПа» Платон Лебедев и бывший председатель правления компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский. Владимир Малин пока на свободе и до вчерашнего дня исправно ходил на работу.

Главу РФФИ обвиняют по двум статьям. Во-первых, ему вменяется в вину заключение мирового соглашения с ЗАО «Волна», не выполнившим условия инвестиционного конкурса. А во-вторых, соглашение было заключено на грабительских для государства условиях. «Волна» обязалась вложить в «Апатит» $283 млн. По мировому соглашению бюджет получил всего $15 млн.

В РФФИ утверждают, что в случае с «Апатитом» фонд действовал по схеме, по которой он должен действовать в подобных ситуациях. Суть схемы - возврат денег государству. «У нас есть и другие предприятия, где не выполнены условия инвестиционных конкурсов. Мы просили прокуратуру вмешаться в ситуацию с «Апатитом», но ничего не происходило. В Минюсте сообщили, что вернуть акции нельзя, но можно вернуть деньги. Если бы мы не пошли на мировое соглашение, нас бы обвинили в преступном бездействии», - говорят представители РФФИ. Если признать мировое соглашение недействительным, добавляют в фонде, придется вернуть владельцам «Волны» $15 млн. из бюджета.

Кто продаст оставшееся

Пока Владимир Малин объясняет мотивы своих действий в прокуратуре, в правительстве размышляют над дальнейшей судьбой РФФИ. Умы правительственных чиновников в основном заняты грядущими кадровыми перетрясками. Но судьба г-на Малина, проявившего, по мнению правоохранительных органов, излишнюю инициативу, наталкивает их на грустные мысли.

Будущее фонда определится после 14 марта, когда будет сформирован новый кабинет министров. По одному из сценариев в РФФИ придет новая команда. По другому - фонд, запятнавший свою репутацию, ликвидируют или превратят в агентство, подконтрольное одному из оставшихся министерств.

Минимущество давно пытается усилить контроль за процессом приватизации. Сейчас роль ведомства Фарита Газизуллина ограничивается составлением приватизационных планов, управлением имущественными активами, находящимися в госсобственности. Продажей предприятий и пакетов акций занимается РФФИ. В министерстве рассчитывают, что в процессе административной реформы к нему перейдет контроль за деятельностью РФФИ. А скандал с Малиным станет хорошим поводом.

По самому радикальному сценарию, говорят в Минимуществе, РФФИ ликвидируют, а организацией приватизационных конкурсов в каждом конкретном случае будет заниматься коммерческая компания, прошедшая конкурсный отбор. Это повысит прозрачность процедур и позволит увеличить доходы казны от продажи госсобственности. Отбирать компании, естественно, будет Минимущество.

Однако ведомство Гизизуллина само рискует стать жертвой административной реформы. Планы реорганизации кабинета министров предполагают превращение Минимущества в комитет, подчиненный Минэкономразвития. В таком случае управление РФФИ и приватизационными процессами перейдет к главе Минэкономразвития Герману Грефу.

В отношении Грефа, правда, тоже много неопределенностей. Ходят слухи, что министр, недовольный новым распределением ролей в руководстве правительства, подал заявление об уходе. В окружении министра эту информацию опровергают.

В правительственных кругах опасаются, что на фоне общей наразберихи, связанной с кадровой перетряской кабинета, борьба за руководство приватизационными процессами создаст почву для массовых злоупотреблений вокруг программы приватизации на 2004 год, которая предполагает продажу пакетов акций на $1.2 млрд.

В деловых кругах дело Малина воспринимается как очередной шаг к обострению отношений бизнеса и власти.

«Все только начали отходить от дела Ходорковского. Почти любое приватизированное предприятие сегодня стоит гораздо дороже, чем было продано. Значит, есть возможность прокуратуре сказать, что государству нанесен ущерб. Это процессуальная база деприватизации - через оспаривание цены. А значит, тотальное сомнение по всем сделкам», - комментируют скандал с РФФИ представители крупного бизнеса.

В чем обвиняют Владимира Малина

В 1994 году ЗАО «Волна», подконтрольное банку «МЕНАТЕП», победило в конкурсе по продаже 20% акций АО «Апатит». Это был один из многочисленных инвестиционных конкурсов, которые проводил в начале 90-х РФФИ. Покупатели получали пакеты акций предприятий по себестоимости, но обещали вложить разницу в развитие производства.

ЗАО «Волна» должно было вложить в ОАО «Апатит» $283 млн. Эти условия выполнены не были, и РФФИ предъявил к ЗАО «Волна» иск о возврате акций в собственность государства. В 1998 году судебные приставы обратились в ЗАО «М-Реестр» (реестродержатель «Апатита») с требованием вернуть акции государству. Однако в «М-Реестр» отказались выполнить это требование, сославшись на отсутствие в реестре акционеров «Апатита» ЗАО «Волна».

В 2002 году РФФИ подал в суд иск против ЗАО «Волна» с требованием возместить государству ущерб, который на основании расчетов независимого оценщика оценен в $15 млн. В ноябре 2002 года РФФИ и ЗАО «Волна» заключили мировое соглашение. 25 декабря 2002 года $15 млн. поступили на счет фонда и были перечислены в бюджет.

5 февраля 2004 года мировое соглашение было отменено и направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд.

Об этом сообщают «Финансовые Известия».


Другие материалы по теме: