«Уральский рабочий» и Владимир Удачин считают, что «Инновационная «курица» несет золотые яйца.»

13 мая 2004 (10:34)

Общее годовое собрание Уральского отделения Российской академии наук транслировалось в Интернете, и сан по себе этот факт свидетельствовал как о генетической приверженности науки к инновациям, так и о некоторых достижениях уральских ученых.

ЭТА новая информационная технология разработана в Институте математики и механики и апробирована сотней видеоконференций. По мнению специалистов, такой четкой связи в Интернете в стране не может обеспечить никто, кроме ИММ. В этом убедилась и Российская академия наук, чье общее собрание транслировалось в Интернете. В институт поступает много запросов, и это радует, поскольку информационные технологии стали одним из крупнейших блоков наукоемкого бизнеса. Индия зарабатывает на них около миллиарда долларов в год. А Россия? 0,13 процента российского присутствия в мировом инновационном пространстве говорит не столько о возможностях нашей науки, сколько об отсутствии мощной выстроенной системы создания, доводки и продвижения инновационного продукта на отечественный и зарубежный рынок.

В этом, собственно, и был основной лейтмотив итогового доклада председателя УрО РАН академика Валерия Черешнева: никто не ждет российских ученых с распростертыми объятиями на рынке, на него надо пробиваться. Тем более что академическим институтам есть что предложить производителям. На заводе гражданской авиации работает установка по имплантации металла, созданная в Институте электрофизики. Лопатки в двигателях самолетов и вертолетов, прошедшие через установку, становятся более устойчивыми к эрозии. В этом же институте разработан анализатор конденсированных сред. Теоретической основой для его создания послужило новое физическое явление — импульсная катодо-люминесценция. Прибор очень нужен для исследований и, несмотря на довольно высокую цену, обретает спрос. Группа ученых ИЭФ обнаружила, исследовала и практически реализовала сверхбыстрый механизм коммутации тока в полупроводниках. За это открытие она была удостоена Государственной премии РФ за 2003 год. Без сомнения, оно станет базой для создания принципиально новых приборов. Инновационные продукты института известны на рынке. И неудивительно, что на его долю приходится 13 из 14 зарубежных контрактов, заключенных в прошлом году институтами УрО.

Перспективные разработки предлагает Институт теплофизики. Интерес к ним велик. Недавно он провел международную конференцию. Больше половины ее участников — иностранцы. Их внимание привлекают эффективные миниатюрные модели, созданные на базе контурных тепловых труб. Европейский аэрокосмический концерн заказал эти системы для охлаждения... боеголовок ракет НАТО. А разве нашим боеголовкам они не нужны? Вопрос, как говорится, риторический. А рынок есть рынок. Если есть покупатели — продаем. В том же Институте теплофизики разработана и смонтирована на Среднеуральской ГРЭС газотурбинная расширительная станция, использующая избыточное давление природного газа. Первая в России. Представляете, только одна такая станция экономит в год 2,7 миллиона тонн условного топлива. А потребность страны в них — не менее сотни. Сколько же можно сберечь для потомков невосполняемого голубого топлива за счет только одной придумки ученых-теплофизиков?! Чем не инновационный продукт?

Вот и другая энергетическая новинка — генераторы электроэнергии с твердым электролитом. Они созданы в Институте высокотемпературной электрохимии. Недаром он стал одним из лидеров программы «Водородная энергетика». Здесь же разработаны способы и схемы электрохимического получения высокочистого свинца как теплоносителя в опытном реакторе нового поколения. Это будущее атомной энергетики.

Рынок подталкивает ученых академических институтов к более тесному сотрудничеству с предприятиями. Институт машиноведения совместно с Курганским машзаводом разрабатывает перспективные схемы роторных двигателей. Этот же институт сделал для НПО «Октябрь» в Каменске-Уральском систему визуального контроля печатных плат. В Институте физики металлов создан современный магнитный структуроскоп, и на Уралвагонзаводе уже работают три комплекта этих приборов. ИФМ же совместно с УГМА разработал прибор для обнаружения инородных тел в живых тканях. А портативный рентгеновский аппарат, созданный в Институте электрофизики, весит всего 18 килограммов, работает в наносекундном импульсном режиме. Для его эксплуатации не нужны затемненные кабинеты. Чудо-прибор — и крайне необходим медицине. Но кто возьмется за его производство? Вот и Институт органического синтеза создал антибиотик последнего, шестого поколения, но из-за отсутсвия отечественного производителя вынужден был продать патент в Республику Корея. Для производства нового онкологического препарата лизомустина институт организовал небольшой участок, но его мощности весьма скромны. Где же те олигархи, скупающие драгоценные яйца, зарубежные футбольные клубы, недвижимость в Испании и Калифорнии? Вот «курочка», которая принесет золотые яйца, а людям здоровье. .. Ау? Нету ответа.

Поэтому Черешнев говорил о концентрации собственных сил академических институтов на приоритетных направлениях инновационной деятельности. Усиливается конкурсное начало в финансировании научных исследований. Развивается инновационная структура. Действуют инновационно-технологический центр «Академический», центр трансферной технологии при Институте металлургии, экспериментальный реактор в Заречном, центр научного приборостроения в ИЭФ, центр мульти-медиатехнологий в ИММ. Более высокими темпами обновляется оборудование, растет зарплата сотрудников. Но главное в том. что в академические институты пошла молодежь, и сейчас Уральское отделение — самое молодое в РАН.


Другие материалы по теме: