Мошенничество в банках

12 апреля 2001 (12:49)

Поводом для написания этой статьи послужили участившиеся случаи мошенничества в банковском бизнесе с участием работников банков.

Относительный уровень благосостояния рядовых банковских служащих после кризиса 1998 г. существенно понизился. По этой причине некоторые работники банков, всегда считавшие себя обеспеченной элитой бизнеса, стали испытывать потребность в дополнительных доходах, желая повысить свое материальное положение до прежнего уровня.

Потерпевший №1

Пятого апреля информационно-аналитическое агентство УралБизнесКонсалтинг распространило официальный пресс-релиз Уралвнешторгбанка под заголовком «Уралвнешторгбанк предупреждает: обнаружены подделки векселей ОАО «Газпром». В релизе, в частности, было сказано, что «в Челябинский филиал Уралвнешторгбанка были предъявлены к оплате поддельные векселя ОАО «Газпром» по номиналу на сумму 20 млн руб.». К настоящему моменту по данному факту возбуждено уголовное дело, а подделки переданы как вещественные доказательства в следственные органы. Сведения о векселях отправлены в Банк России, российские коммерческие банки и попадут в специальный справочник.

Судя по этой информации, банк обманули на весьма значительную сумму, поскольку 20 млн руб., или примерно 700 тыс. долл., — по меркам уральских банков сумма серьезная. Возникает логичный вопрос: как мошенникам удалось обвести вокруг пальца службу безопасности банка? Неужели работники филиала при покупке векселей не позвонили эмитенту (ОАО «Газпром») и не поинтересовались, выпускал ли эмитент векселя с такими номерами такой серии?

Есть несколько версий того, как происходят сделки такого рода. Вероятнее всего, представители банка связались с эмитентом и получили от него заверение, что векселя с такими номерами существуют. По-видимому, эти бумаги были подделаны профессионально. Но это один из вариантов.

По другой версии еще до сделки имел место сговор между служащими банка и мошенниками. Мошенники пришли в банк, заранее договорившись с непосредственными исполнителями сделки купли-продажи. И в этом случае качество подделки уже не имеет значения. Банковский работник ради соблюдения процедуры мог позвонить в Газпром и спросить о действительно существующих векселях. Тем самым он снял с себя всякую ответственность, а мошенники «отстегнули» ему часть дохода. Возможно, так оно и было. Нельзя исключить и того, что в сговоре с мошенниками были и руководители филиала банка, поскольку обнаружение подделки удивительным образом совпало со сменой руководителей Челябинского филиала.

Каким бы ни был сценарий, факт остается фактом — банк понес убытки в 20 млн руб., и если виновные не будут найдены, банку придется гасить этот убыток собственной прибылью. Как уже отмечалось, Уралвнешторгбанк является лидером среди банков области по полученной за 2000 г. прибыли. Видимо, с частью ее банку придется расстаться.

Потерпевший №2

Не только Уралвнешторгбанк стал жертвой возможного сговора работников банка и мошенников. Не так давно от мошенников пострадал и ГУТА-Банк. Сумма убытков отличается ненамного — в данном случае фигурируют 740 тыс. долл. США, хотя все произошло несколько иначе.

Клиенты подали иск на ГУТА-Банк за то, что последний без их согласия совершил продажу принадлежащих им ценных бумаг. Причем пакет стоимостью 740 тыс. долл. был продан всего за 8 тыс. долл. Клиенты уверяют суд, что никаких поручений они банку не давали, что последний неправомерно воспользовался их средствами. Однако работник банка предъявил копию факса с подписями клиентов и их печатью (со всеми необходимыми реквизитами), который содержал приказ о продаже указанных ценных бумаг за столь маленькую сумму. Обычно в таких случаях банковский служащий созванивается с клиентом, чтобы подтвердить факт сделки. Однако то ли бедный клерк забыл это сделать, то ли просто не хотел — но факт сделки налицо. Вероятность того, что клиенты отсудят у банка сумму большую чем 700 тыс. долл. (необходимо учесть и упущенную выгоду) очень велика.

Однако если предположить, что клиенты банка вступили в сговор с исполнителем сделки (работником банка), то первые ничего не потеряли. В этом случае ценные бумаги ушли в подконтрольную клиентам структуру, кроме того, им, возможно, удастся отсудить у банка такую же сумму. А работнику банка можно смело увольняться — он обеспечил себя до глубокой старости.

Причины

Все это заставляет задуматься: почему участились случаи мошенничества с участием работников банка? Неужели службы безопасности стали хуже работать? Ведь подобные инциденты подрывают имидж банка и в конечном счете его репутацию.

Скорее всего, дело не в службе безопасности, а в размерах вознаграждений. Как учит нас рыночная экономика, в этих условиях на первый план выходит не «человек разумный» (homo sapiens), а «человек экономический» (homo economicus).

В обоих случаях работники банка, возможно, были подкуплены мошенниками. Видимо, размер вознаграждений был намного больше месячного, даже, скорее, годового заработка банковского служащего. Почему это случилось? Ответ прост — в последние полгода по некоторым оценкам в банковском секторе снижается размер оплаты труда и премий. Это связано с простым желанием банков выжить, с заинтересованностью акционеров получать большую прибыль.

Но адекватно ли снижение заработной платы рискам, которым подвергает себя банк? В приведенных нами случаях убытки банков составили приличную сумму — около 700 тыс. долл. в каждом — это и есть «цена» увеличившихся организационных рисков. Если бы банк просто повысил жалование своим сотрудникам, каждый из них подумал бы, стоит ли идти на сговор с мошенниками. Тем не менее, это лишь предположение. Ведь есть просто непорядочные люди, которые думают о сиюминутной выгоде и не строят долгосрочных планов. Но тогда у клиента должен возникнуть вопрос: стоит ли иметь дело с банком, в котором работают непорядочные сотрудники?


Другие материалы по теме: