Мошенничество в банках
12 апреля 2001 (12:49)
Поводом для написания этой статьи послужили участившиеся случаи мошенничества в банковском бизнесе с участием работников банков.
Относительный уровень благосостояния рядовых банковских служащих после кризиса 1998 г. существенно понизился. По этой причине некоторые работники банков, всегда считавшие себя обеспеченной элитой бизнеса, стали испытывать потребность в дополнительных доходах, желая повысить свое материальное положение до прежнего уровня.
Потерпевший №1
Пятого апреля информационно-аналитическое агентство УралБизнесКонсалтинг распространило официальный пресс-релиз Уралвнешторгбанка под заголовком «Уралвнешторгбанк предупреждает: обнаружены подделки векселей ОАО «Газпром». В релизе, в частности, было сказано, что «в Челябинский филиал Уралвнешторгбанка были предъявлены к оплате поддельные векселя ОАО «Газпром» по номиналу на сумму 20 млн руб.». К настоящему моменту по данному факту возбуждено уголовное дело, а подделки переданы как вещественные доказательства в следственные органы. Сведения о векселях отправлены в Банк России, российские коммерческие банки и попадут в специальный справочник.
Судя по этой информации, банк обманули на весьма значительную сумму, поскольку 20 млн руб., или примерно 700 тыс. долл., — по меркам уральских банков сумма серьезная. Возникает логичный вопрос: как мошенникам удалось обвести вокруг пальца службу безопасности банка? Неужели работники филиала при покупке векселей не позвонили эмитенту (ОАО «Газпром») и не поинтересовались, выпускал ли эмитент векселя с такими номерами такой серии?
Есть несколько версий того, как происходят сделки такого рода. Вероятнее всего, представители банка связались с эмитентом и получили от него заверение, что векселя с такими номерами существуют. По-видимому, эти бумаги были подделаны профессионально. Но это один из вариантов.
По другой версии еще до сделки имел место сговор между служащими банка и мошенниками. Мошенники пришли в банк, заранее договорившись с непосредственными исполнителями сделки купли-продажи. И в этом случае качество подделки уже не имеет значения. Банковский работник ради соблюдения процедуры мог позвонить в Газпром и спросить о действительно существующих векселях. Тем самым он снял с себя всякую ответственность, а мошенники «отстегнули» ему часть дохода. Возможно, так оно и было. Нельзя исключить и того, что в сговоре с мошенниками были и руководители филиала банка, поскольку обнаружение подделки удивительным образом совпало со сменой руководителей Челябинского филиала.
Каким бы ни был сценарий, факт остается фактом — банк понес убытки в 20 млн руб., и если виновные не будут найдены, банку придется гасить этот убыток собственной прибылью. Как уже отмечалось, Уралвнешторгбанк является лидером среди банков области по полученной за 2000 г. прибыли. Видимо, с частью ее банку придется расстаться.
Потерпевший №2
Не только Уралвнешторгбанк стал жертвой возможного сговора работников банка и мошенников. Не так давно от мошенников пострадал и ГУТА-Банк. Сумма убытков отличается ненамного — в данном случае фигурируют 740 тыс. долл. США, хотя все произошло несколько иначе.
Клиенты подали иск на ГУТА-Банк за то, что последний без их согласия совершил продажу принадлежащих им ценных бумаг. Причем пакет стоимостью 740 тыс. долл. был продан всего за 8 тыс. долл. Клиенты уверяют суд, что никаких поручений они банку не давали, что последний неправомерно воспользовался их средствами. Однако работник банка предъявил копию факса с подписями клиентов и их печатью (со всеми необходимыми реквизитами), который содержал приказ о продаже указанных ценных бумаг за столь маленькую сумму. Обычно в таких случаях банковский служащий созванивается с клиентом, чтобы подтвердить факт сделки. Однако то ли бедный клерк забыл это сделать, то ли просто не хотел — но факт сделки налицо. Вероятность того, что клиенты отсудят у банка сумму большую чем 700 тыс. долл. (необходимо учесть и упущенную выгоду) очень велика.
Однако если предположить, что клиенты банка вступили в сговор с исполнителем сделки (работником банка), то первые ничего не потеряли. В этом случае ценные бумаги ушли в подконтрольную клиентам структуру, кроме того, им, возможно, удастся отсудить у банка такую же сумму. А работнику банка можно смело увольняться — он обеспечил себя до глубокой старости.
Причины
Все это заставляет задуматься: почему участились случаи мошенничества с участием работников банка? Неужели службы безопасности стали хуже работать? Ведь подобные инциденты подрывают имидж банка и в конечном счете его репутацию.
Скорее всего, дело не в службе безопасности, а в размерах вознаграждений. Как учит нас рыночная экономика, в этих условиях на первый план выходит не «человек разумный» (homo sapiens), а «человек экономический» (homo economicus).
В обоих случаях работники банка, возможно, были подкуплены мошенниками. Видимо, размер вознаграждений был намного больше месячного, даже, скорее, годового заработка банковского служащего. Почему это случилось? Ответ прост — в последние полгода по некоторым оценкам в банковском секторе снижается размер оплаты труда и премий. Это связано с простым желанием банков выжить, с заинтересованностью акционеров получать большую прибыль.
Но адекватно ли снижение заработной платы рискам, которым подвергает себя банк? В приведенных нами случаях убытки банков составили приличную сумму — около 700 тыс. долл. в каждом — это и есть «цена» увеличившихся организационных рисков. Если бы банк просто повысил жалование своим сотрудникам, каждый из них подумал бы, стоит ли идти на сговор с мошенниками. Тем не менее, это лишь предположение. Ведь есть просто непорядочные люди, которые думают о сиюминутной выгоде и не строят долгосрочных планов. Но тогда у клиента должен возникнуть вопрос: стоит ли иметь дело с банком, в котором работают непорядочные сотрудники?
Относительный уровень благосостояния рядовых банковских служащих после кризиса 1998 г. существенно понизился. По этой причине некоторые работники банков, всегда считавшие себя обеспеченной элитой бизнеса, стали испытывать потребность в дополнительных доходах, желая повысить свое материальное положение до прежнего уровня.
Потерпевший №1
Пятого апреля информационно-аналитическое агентство УралБизнесКонсалтинг распространило официальный пресс-релиз Уралвнешторгбанка под заголовком «Уралвнешторгбанк предупреждает: обнаружены подделки векселей ОАО «Газпром». В релизе, в частности, было сказано, что «в Челябинский филиал Уралвнешторгбанка были предъявлены к оплате поддельные векселя ОАО «Газпром» по номиналу на сумму 20 млн руб.». К настоящему моменту по данному факту возбуждено уголовное дело, а подделки переданы как вещественные доказательства в следственные органы. Сведения о векселях отправлены в Банк России, российские коммерческие банки и попадут в специальный справочник.
Судя по этой информации, банк обманули на весьма значительную сумму, поскольку 20 млн руб., или примерно 700 тыс. долл., — по меркам уральских банков сумма серьезная. Возникает логичный вопрос: как мошенникам удалось обвести вокруг пальца службу безопасности банка? Неужели работники филиала при покупке векселей не позвонили эмитенту (ОАО «Газпром») и не поинтересовались, выпускал ли эмитент векселя с такими номерами такой серии?
Есть несколько версий того, как происходят сделки такого рода. Вероятнее всего, представители банка связались с эмитентом и получили от него заверение, что векселя с такими номерами существуют. По-видимому, эти бумаги были подделаны профессионально. Но это один из вариантов.
По другой версии еще до сделки имел место сговор между служащими банка и мошенниками. Мошенники пришли в банк, заранее договорившись с непосредственными исполнителями сделки купли-продажи. И в этом случае качество подделки уже не имеет значения. Банковский работник ради соблюдения процедуры мог позвонить в Газпром и спросить о действительно существующих векселях. Тем самым он снял с себя всякую ответственность, а мошенники «отстегнули» ему часть дохода. Возможно, так оно и было. Нельзя исключить и того, что в сговоре с мошенниками были и руководители филиала банка, поскольку обнаружение подделки удивительным образом совпало со сменой руководителей Челябинского филиала.
Каким бы ни был сценарий, факт остается фактом — банк понес убытки в 20 млн руб., и если виновные не будут найдены, банку придется гасить этот убыток собственной прибылью. Как уже отмечалось, Уралвнешторгбанк является лидером среди банков области по полученной за 2000 г. прибыли. Видимо, с частью ее банку придется расстаться.
Потерпевший №2
Не только Уралвнешторгбанк стал жертвой возможного сговора работников банка и мошенников. Не так давно от мошенников пострадал и ГУТА-Банк. Сумма убытков отличается ненамного — в данном случае фигурируют 740 тыс. долл. США, хотя все произошло несколько иначе.
Клиенты подали иск на ГУТА-Банк за то, что последний без их согласия совершил продажу принадлежащих им ценных бумаг. Причем пакет стоимостью 740 тыс. долл. был продан всего за 8 тыс. долл. Клиенты уверяют суд, что никаких поручений они банку не давали, что последний неправомерно воспользовался их средствами. Однако работник банка предъявил копию факса с подписями клиентов и их печатью (со всеми необходимыми реквизитами), который содержал приказ о продаже указанных ценных бумаг за столь маленькую сумму. Обычно в таких случаях банковский служащий созванивается с клиентом, чтобы подтвердить факт сделки. Однако то ли бедный клерк забыл это сделать, то ли просто не хотел — но факт сделки налицо. Вероятность того, что клиенты отсудят у банка сумму большую чем 700 тыс. долл. (необходимо учесть и упущенную выгоду) очень велика.
Однако если предположить, что клиенты банка вступили в сговор с исполнителем сделки (работником банка), то первые ничего не потеряли. В этом случае ценные бумаги ушли в подконтрольную клиентам структуру, кроме того, им, возможно, удастся отсудить у банка такую же сумму. А работнику банка можно смело увольняться — он обеспечил себя до глубокой старости.
Причины
Все это заставляет задуматься: почему участились случаи мошенничества с участием работников банка? Неужели службы безопасности стали хуже работать? Ведь подобные инциденты подрывают имидж банка и в конечном счете его репутацию.
Скорее всего, дело не в службе безопасности, а в размерах вознаграждений. Как учит нас рыночная экономика, в этих условиях на первый план выходит не «человек разумный» (homo sapiens), а «человек экономический» (homo economicus).
В обоих случаях работники банка, возможно, были подкуплены мошенниками. Видимо, размер вознаграждений был намного больше месячного, даже, скорее, годового заработка банковского служащего. Почему это случилось? Ответ прост — в последние полгода по некоторым оценкам в банковском секторе снижается размер оплаты труда и премий. Это связано с простым желанием банков выжить, с заинтересованностью акционеров получать большую прибыль.
Но адекватно ли снижение заработной платы рискам, которым подвергает себя банк? В приведенных нами случаях убытки банков составили приличную сумму — около 700 тыс. долл. в каждом — это и есть «цена» увеличившихся организационных рисков. Если бы банк просто повысил жалование своим сотрудникам, каждый из них подумал бы, стоит ли идти на сговор с мошенниками. Тем не менее, это лишь предположение. Ведь есть просто непорядочные люди, которые думают о сиюминутной выгоде и не строят долгосрочных планов. Но тогда у клиента должен возникнуть вопрос: стоит ли иметь дело с банком, в котором работают непорядочные сотрудники?
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Сегодня Уралвнешторгбанк распространил официальный пресс-релиз под заголовк ...
- Обнаружено семь поддельных векселей ИКБ «Инвесткомбанк Бэлком»
- В «Газпромбанке» считают, что объем поддельных векселей ОАО «Газпром» обусл ...
- ОАО «СКБ-Банк» совершил сделку по передаче векселей ЗАО «Торговый дом Сина ...
- «Известия»: На рынке вновь появились поддельные векселя Сбербанка