«Областная газета» и Татьяна Мостон размышляют: «Эта нелегкая легкая промышленность»

11 июня 2004 (10:06)

Трудно подобрать еще какой-то пример, когда бы название настолько не соответствовало сути. Легкая промышленность. В наше время, пожалуй, эту отрасль можно отнести даже не к тяжелой, а супертяжелой.

Судите сами. По данным начальника отдела легкой промышленности министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области В.Середы, 60 процентов предприятий являются убыточными. Затраты на 1 рубль товарной продукции в 2003 году составили в среднем 88-89 копеек, а в предыдущие годы - 98-101 копейку. Вот и посчитайте прибыль. Оборудование изношено на 50 процентов, и то используется не полностью, а в среднем - на 75 процентов. Инвестиции же в легкую промышленность составляют всего 0,16 процента от общих объемов (в целом по РФ -0,6 процента).

На некоторых действующих предприятиях области до сих пор снижаются объемы производства. Так, в ОАО «Одежда» вдвое сокращен выпуск швейных изделий, под «сокращение кадров» попали 140 человек. Недостаток сырья привел к уменьшению выпуска шерстяных тканей и пряжи. Следует заметить, что практически все материалы приходится закупать за границей - шерсть, хлопок, мех, красители. И даже синтетические волокна - лавсан, нитрон, фабрики по производству которых остались в Белоруссии. Сырье продают только по предоплате. А готовую продукцию предприятиям легпрома зачастую приходится отдавать на реализацию торгующим организациям, то есть с оплатой за товар после его продажи. Поэтому легкая промышленность фактически занимается двойным кредитованием - как поставщиков, так и продавцов.

В отрасли самые низкие темпы роста цен на продукцию: за 2003 год цены производителей в среднем выросли на 3,8 процента. Тому есть две причины: низкая платежеспособность основной массы населения и большая конкуренция со стороны дешевых импортных товаров из южно-азиатских стран.

Заработная плата в среднем составляет 3192 рубля, что более чем в два раза ниже, чем в целом по промышленности. Задолженность по выплатам заработной платы хотя и уменьшилась в последнее время, продолжает оставаться высокой. И темпы роста заработной платы остаются очень низкими. А если учесть, что в легпроме заняты, в основном, женщины (35 процентов из них в одиночку воспитывают детей), можно представить, в каком положении они оказываются.

Это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются работники отрасли. Продолжается передел собственности. На некоторых предприятиях только за прошедший год 2-3 раза сменились собственники, что не может не сказаться на стабильности работы.

Накануне профессионального праздника - Дня работников текстильной и легкой промышленности, который отмечается 13 июня, о положении дел в отрасли рассказывает президент Союза предприятий легкой промышленности Свердловской области Джанна Меновщикова:

«Название - «легкая» промышленность - пошло с легкой руки А.Косыгина, бывшего председателя Совета Министров СССР, назвавшего так отрасль из-за быстрого, легкого оборота вложенных средств. Бурное развитие именно легкой промышленности позволило вывести из кризиса разрушенную второй мировой войной экономику таких стран, как Германия, Япония. До сих пор легкая промышленность - основа экономики Китая и Турции. А мы продолжаем своим рублем поддерживать другие страны, покупая импортные вещи. Доля ввозимых товаров народного потребления достигла 80 процентов, и этот процент продолжает расти. Я не призываю вернуться к дефициту прежних времен или носить только то, что произведено в России. Слава Богу, эти времена прошли. Но ведь российского производителя надо как-то поддержать. Причем на государственном уровне. Наши легпромовцы не то что не имеют никаких преимуществ перед иностранными компаниями, не только практически не поддерживаются никакими инвестициями, но зачастую оказываются в менее выгодном положении и по другим позициям. От них требуется различная сертификация продукции, полная маркировка на этикетке, в то время как тонны импортных товаров без всяких этикеток и документов либо с фальшивым» продаются на рынках и в магазинах. А полномочий контролировать «базары» ни у каких торговых инспекций нет».

И тем не менее, легкая промышленность области в эти) сложнейших условиях живет Часть предприятий наращивай объемы выпуска продукции - темпы роста в 2003 году, по сравнению с предыдущим, составили 126,6 процента. В целом на сегодняшний день отрасль прибыльна. Хоть и в незначительной степени. Наиболее конкурентоспособными товарами являются напольные покрытия «Зартекса» и продукция Березовской ковровой фабрики, изделия «Пальметты», бельевой трикотаж «Союзтекса», пальто фабрики «Одежда», молодежная коллекция фирму «Стиль», художественные изделия из сысертского фарфора.

Уже в этом году увеличились объемы производства на «ДЛВ-Урале», Свердловском камвольном комбинате и других. С каждым годом наращивает объемы производства Арамильская суконная фабрика, которая начала выпускать не только сукно с раз; личными пропитками, но и молодежную одежду, открыла даже собственный отдел в одном из торговых центров Екатеринбурга. Многие предприятия занимаются внедрением новых технологий и оборудования. За последние три года на эти цели израсходовано свыше 240 миллионов рублей.

В силах областного правительства обратить внимание руководителей крупных промышленных предприятий, на то, что не резон размещать заказы на спецодежду и спецобувь за пределами области», - добавила Д. Меновщикова.

Сегодня на согласовании в областном правительстве находится «Концепция повышения конкурентоспособности продукции предприятий легкой промышленности Свердловской области на период до 2007 года». Согласно ей, в ближайшие 4 года за счет освоения новых технологий, импортного оборудования, реконструкции предприятий предстоит увеличить до 30 процентов долю продукции, качество которой соответствует мировым стандартам. То есть треть продукции, выпускаемой областной легкой промышленностью, должна быть мирового уровня. Соответственно, увеличится обеспеченность населения высококачественными товарами уральского производства.

В преддверии профессионального праздника мы побывали на Фирме «Стиль» - одном из предприятий области, чья торговая марка известна не только на Урале, но и далеко за его пределами: в Красноярске, Новосибирске, Омске, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге. В прошлом году предприятие получило диплом первой степени «100 лучших товаров России».

Наряду с прочим нам показали «святая святых» фирмы - экспериментальный цех, где рождаются пробные образцы будущей коллекции, над совершенствованием которых трудится целый коллектив модельеров, конструкторов, портных. Ирина Варганова, директор предприятия, поделилась секретами успеха:

- Наш товар не уступает конкурентам ни в качестве, ни в соответствии модным тенденциям. Мы делаем единственную уступку • в цене. Огромное значение мы придаем маркетинговым исследованиям. Знаем заранее, например, какая модель будет «хитом сезона» в следующую зиму, и уже сейчас запускаем ее в производство.

А на мой вопрос, что будет модным, например, осенью, один из модельеров фирмы М.Максимов полушутя-полусерьезно ответил: «Будет модно то, что сделаем мы».

Я оценила шутку. На душе немного потеплело от уверенности профессионалов. Так, может, не все плохо? И легкая промышленность в ближайшие годы перестанет быть супертяжелой отраслью?


Другие материалы по теме: