«Уральский рабочий» и Анатолий Газетин говорят, что «Дело нечисто»

6 июля 2004 (09:43)

Счетная палата перенесла публикацию отчета об итогах приватизации в России за десять лет. Но объявила, что никто из 140 проверенных не чист перед государством. Аналитики единодушны: власть объяснила бизнесу новые правила игры, а тем, кто их не понял или не соблюдает, осенью объяснят еще раз — с помощью Счетной палаты и прокуратуры.

«Вопрос непростой. Мнения разделились. Мы решили принять проект документа за основу и доработать его до сентября», — заявил зампред СП Александр Семиколенных. По каким вопросам не достигнуто взаимопонимание среди госаудиторов, они не комментировали, передает «Газета.Ru».

Впрочем, несколько выводов по поводу проделанной работы представители СП не побоялись высказать уже сейчас. «Приватизация выполнила свою историческую миссию — переход к рыночной экономике состоялся», — заявил, в частности, Семиколенных.

По словам аудитора Владислава Игнатова, за 8 лет работы контрольный орган проверил 140 приватизированных предприятий. И не нашел ни одной чистой сделки. То есть на всех без исключения объектах аудиторы выявили нарушения условий приватизации: либо активы при продаже недооценены, либо новый собственник не выполнил условий инвестиционного конкурса.

Аудиторы утверждают, что общий ущерб, нанесенный государству в ходе приватизационных сделок, составляет всего 45 млрд. рублей. В нынешних ценах это чуть больше чем 1,5 млрд. долларов. «Это очень мало. Несопоставимо с ценами приватизированных объектов», — уверена Наталья Акиндинова, ведущий эксперт Центра развития.

Эксперт Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Юлия Стрижнева убеждена: при желании ошибки при приватизации можно найти на любом предприятии. И в первую очередь виновато в этом несовершенное законодательство. С этим выводом согласны и в самой СП: по словам Семиколенных, анализ показал, что большая часть ошибок была связана с несовершенством законодательства и массовым характером приватизации начала 90-х.

«На тот момент определения «коэффициент рыночной стоимости» не было. Все считалось по балансовой. Бухгалтер мог менять эту балансовую стоимость, и в большинстве случаев в ходе приватизации балансовая стоимость пересматривалась в сторону ее уменьшения», — поясняет Стрижнева. Кроме того, напоминает эксперт, действовали льготы для трудового коллектива, а также рассрочки и возможность оплаты векселями — здесь тоже при желании можно найти нарушения.

Итак, еще до публикации отчета ясно, что чистых с точки зрения государства нет. А между тем очевидно, хоть в СП об этом не заикаются, что значительная часть предприятий, удостоившихся посещения аудиторов Счетной палаты, принадлежит олигархам.

Возникают два вопроса: почему на самом деле отложена публикация отчета и что государство намерено с этой информацией, когда ее признают официальной, делать. «СП не было никакой необходимости откладывать публикацию выводов до сентября. Насколько я знаю, проверка закончена, и отчет существует», — уверена Стрижнева.

«Зачем отложили, понятно: меч над бизнесом подвесили, но опускать не стали, — считает Татьяна Становая, ведущий эксперт ЦПТ. — Какое-то время проблема пересмотра итогов приватизации казалась затухшей. Пока на повестке дня проблема отношения власти и бизнеса в целом — на новых условиях, выдвинутых властью. А итоги приватизации, которые можно в любой момент поднять, остаются инструментом давления Кремля на бизнес».

Эксперты единодушны во мнении: отчет — политический. А решение СП не публиковать его связывают с заявлениями Владимира Путина о том, что итоги приватизации пересматривать не время.

Но рано или поздно публиковать его — а значит, и решать, как на него реагировать, власти придется. «Все-таки Счетная палата – госорган, и ее выводы должны приниматься во внимание и проверяться, в том числе прокуратурой», — считает Акиндинова. Случаи, когда власти мнение СП игнорировали, нередки.


Другие материалы по теме: