Федеральная служба по тарифам поддержала предложение РАО ЕЭС по решению проблемы перекрестного субсидирования в российской энергетике

28 июля 2004 (11:03)

Вчера Федеральная служба по тарифам (ФСТ) поддержала предложение РАО ЕЭС по решению проблемы перекрестного субсидирования в российской энергетике. Об этом сообщает РБК.

Суть перекрестного субсидирования состоит в том, что часть потребителей покупает продукцию по завышенным тарифам, компенсируя тем самым тарифы, установленные для потребителей с низкой платежеспособностью. По словам председателя ФСТ Сергея Новикова, объем перекрестного субсидирования энерготарифов между промышленными предприятиями и населением на сегодняшний день составляет 60-65 млрд. руб. С. Новиков назвал ликвидацию перекрестного субсидирования одной из ключевых задач подконтрольного ему ведомства. «С расширением рынка конкуренция среди производителей электроэнергии поставит более жесткие условия, чем регулирующие органы», – отметил заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России» Яков Уринсон. Он заявил, что РАО ЕЭС к этому готово. По словам зампреда правления РАО ЕЭС, тарифы должны расти только вместе с инфляцией, что в реальном исчислении позволит считать рост тарифов остановленным. Однако есть регионы, в которых тарифы поднять необходимо, так как их руководители отказываются ликвидировать перекрестное субсидирование.

«Одномоментная ликвидация перекрестного субсидирования для населения невозможна – это приведет к тяжелым социальным последствиям», – признает заместитель председателя ФСТ Евгений Яркин. Поэтому проблему предлагается решить в 3 этапа. Первым из них должна стать легализация перекрестного субсидирования, то есть перевод скрытого и непрозрачного тарифного субсидирования в открытую форму. Все потребители будут разделены на две категории: субсидируемые (население) и субсидирующие (промышленность). С последних предлагается собирать неналоговый сбор – дифференцированно, по регионам, чтобы не пострадали те субъекты федерации, которые уже избавились от перекрестного субсидирования. А для субсидируемой категории предлагается установить социальную норму потребления электроэнергии. Собранные средства предлагается направить в виде прямых субсидий АО-энерго для сохранения низких тарифов для населения. На данном этапе эта схема не изменит реальной нагрузки на промышленность, однако субсидирование будет производиться в открытой форме. Вторым этапом, по словам Новикова, станет доведение тарифов до уровня экономически обоснованных. Тарифы для населения в подавляющем большинстве субъектов РФ можно будет довести до среднеотпускного уровня (тарифы ниже среднеотпускных сегодня установлены в 73 регионах России). При этом С. Новиков подчеркнул, что повышение тарифов будет проводиться синхронно с учетом роста доходов населения.

В 2005 г. государство впервые установит не только максимальный, но и минимальный уровень роста тарифов. По словам Е. Яркина, рост среднеотпускного тарифа в 2005 г. составит 7,5-9,5%, а в 2006 г. – еще 5,5-7,5%. По мнению Я. Уринсона, предельные максимальные уровни тарифов защитят население от стихийных скачков цен на электроэнергию, а минимальные заставят энергетиков экономить затраты.

Завершающим этапом должна стать постепенная, поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования. По словам Я. Уринсона, максимальный срок решения проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике – 4 года. ФТС рассчитывает внести в правительство полный пакет предложений по предельным уровням тарифов в электроэнергетике для каждого субъекта РФ на 2005 – 2006 гг. до середины августа. Зампредседателя ФСТ Евгений Яркин сообщил, что сейчас работа по установлению предельных уровней тарифов еще не закончена. Идет их обсуждение с представителями органов исполнительной власти и АО-энерго регионов. Уровни тарифов для каждого конкретного региона могут быть еще скорректированы.


Другие материалы по теме: