Минпромэнерго предложил Правительству поднять экспортную пошлину на нефть, а взамен снизить налог на ее добычу и акцизы на бензин
25 августа 2004 (09:03)
Российские граждане и предприятия не должны переплачивать за бензин из-за скачков мировых цен на нефть. Чтобы оградить внутренний рынок нефтепродуктов от мирового, чиновники Минпромэнерго предложили Правительству поднять экспортную пошлину на нефть, а взамен снизить налог на ее добычу и акцизы на бензин. Нефтяники опасаются, что реализация этой идеи приведет к затовариванию внутреннего рынка и сокращению добычи. Об этом сообщают «Ведомости».
Хотя рост объемов нефтепереработки заметно отстает от роста добычи нефти, удорожание нефтепродуктов вызвано не их дефицитом на внутреннем рынке, говорится в письме Минпромэнерго председателю Правительства Михаилу Фрадкову. «Выработка и поставка основных видов топлива на внутренний рынок осуществляются в объемах, в целом обеспечивающих внутренний спрос», – сказано в письме, посвященном совершенствованию госрегулирования внутреннего рынка нефтепродуктов». Дефицит, подчеркивает Минпромэнерго, ощущается лишь в периоды пиковой потребности (посевная, уборочная, подготовка к зиме) из-за отсутствия должного планирования поставок местными администрациями. Подорожание нефтепродуктов подчиненные В. Христенко объясняют ростом мировых цен на нефть и повышением налогов. Несмотря на рост цен, рентабельность производства нефтепродуктов, по расчетам Минпромэнерго, в первой половине 2004 г. упала до 20 – 23% с 29% в 2003 г.
Основной способ борьбы с подорожанием топлива, по мнению чиновников, – радикальный пересмотр налогообложения нефтяной отрасли, который сблизит для компаний выгоду от экспорта сырья и его переработки для внутреннего рынка. Чтобы снизить себестоимость нефти, перерабатываемой для потребления внутри России, Минпромэнерго предлагает «отвязать» налог на добычу от мировых цен нефти. В этом случае стоимость сырья, поступающего на НПЗ, не будет автоматически повышаться с подорожанием сырья во всем мире. Минпромэнерго рекомендует также снизить акцизы на топливо, которые сейчас составляют 25% в розничной цене. По мнению руководителя департамента Минпромэнерго Анатолия Яновского, правительство могло бы «рассмотреть целесообразность существования акцизов на нефтепродукты».
А для компенсации бюджетных потерь от снижения нагрузки на внутренний рынок сырья и нефтепродуктов Минпромэнерго рекомендует повысить экспортную пошлину на нефть.
«Повышение пошлины на нефть до запретительного уровня обернется тяжелейшими потерями для компаний, а (иначе) экспорт не остановишь», – говорит чиновник из окружения М. Фрадкова. Он опасается, что предложенные меры приведут к обратному эффекту: отыгрывая потери от роста пошлин, нефтяники будут повышать внутренние цены. В Минфине и Минэкономразвития, куда письмо направлено на согласование, идеи Минпрома тоже не одобряют. «Остановить рост цен можно, только заперев нефть внутри страны, но тогда нефтяники зальют сырьем рынок», – отмечает начальник отдела Минфина Александр Сакович.
С начала 2004 г. по 19 августа, по данным Минпромэнерго, низкооктановые бензины подорожали на 32,7%, высокооктановые – на 29%, дизельное топливо – на 31,5%, а топочный мазут – на 18,2%. В январе – июле 2004 г. добыча нефти выросла на 10,4% по сравнению с прошлогодним уровнем, а ее переработка – всего на 1,2% (в том числе производство автобензина – на 3%, а дизтоплива – на 1,6%). Экспорт бензина за это же время вырос на 3,5%, а дизтоплива – на 3,9%.
Хотя рост объемов нефтепереработки заметно отстает от роста добычи нефти, удорожание нефтепродуктов вызвано не их дефицитом на внутреннем рынке, говорится в письме Минпромэнерго председателю Правительства Михаилу Фрадкову. «Выработка и поставка основных видов топлива на внутренний рынок осуществляются в объемах, в целом обеспечивающих внутренний спрос», – сказано в письме, посвященном совершенствованию госрегулирования внутреннего рынка нефтепродуктов». Дефицит, подчеркивает Минпромэнерго, ощущается лишь в периоды пиковой потребности (посевная, уборочная, подготовка к зиме) из-за отсутствия должного планирования поставок местными администрациями. Подорожание нефтепродуктов подчиненные В. Христенко объясняют ростом мировых цен на нефть и повышением налогов. Несмотря на рост цен, рентабельность производства нефтепродуктов, по расчетам Минпромэнерго, в первой половине 2004 г. упала до 20 – 23% с 29% в 2003 г.
Основной способ борьбы с подорожанием топлива, по мнению чиновников, – радикальный пересмотр налогообложения нефтяной отрасли, который сблизит для компаний выгоду от экспорта сырья и его переработки для внутреннего рынка. Чтобы снизить себестоимость нефти, перерабатываемой для потребления внутри России, Минпромэнерго предлагает «отвязать» налог на добычу от мировых цен нефти. В этом случае стоимость сырья, поступающего на НПЗ, не будет автоматически повышаться с подорожанием сырья во всем мире. Минпромэнерго рекомендует также снизить акцизы на топливо, которые сейчас составляют 25% в розничной цене. По мнению руководителя департамента Минпромэнерго Анатолия Яновского, правительство могло бы «рассмотреть целесообразность существования акцизов на нефтепродукты».
А для компенсации бюджетных потерь от снижения нагрузки на внутренний рынок сырья и нефтепродуктов Минпромэнерго рекомендует повысить экспортную пошлину на нефть.
«Повышение пошлины на нефть до запретительного уровня обернется тяжелейшими потерями для компаний, а (иначе) экспорт не остановишь», – говорит чиновник из окружения М. Фрадкова. Он опасается, что предложенные меры приведут к обратному эффекту: отыгрывая потери от роста пошлин, нефтяники будут повышать внутренние цены. В Минфине и Минэкономразвития, куда письмо направлено на согласование, идеи Минпрома тоже не одобряют. «Остановить рост цен можно, только заперев нефть внутри страны, но тогда нефтяники зальют сырьем рынок», – отмечает начальник отдела Минфина Александр Сакович.
С начала 2004 г. по 19 августа, по данным Минпромэнерго, низкооктановые бензины подорожали на 32,7%, высокооктановые – на 29%, дизельное топливо – на 31,5%, а топочный мазут – на 18,2%. В январе – июле 2004 г. добыча нефти выросла на 10,4% по сравнению с прошлогодним уровнем, а ее переработка – всего на 1,2% (в том числе производство автобензина – на 3%, а дизтоплива – на 1,6%). Экспорт бензина за это же время вырос на 3,5%, а дизтоплива – на 3,9%.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Минэкономразвития РФ предлагает повысить экспортную пошлину на бензин, керо ...
- Минпромэнерго РФ: Объем добычи нефтяного сырья в РФ по итогам 2004 г. вырас ...
- В августе пошлина на экспорт нефтепродуктов может возрасти с $ 37,5 до $ 63 ...
- «Ведомости»: В ближайшее время в РФ произойдет увеличение цен на бензин
- Правительство РФ повысило с 1 августа 2005 года экспортную пошлину на нефть ...