«Вечерний Екатеринбург» и Ксения Сашина просят: «Областной бюджет: подайте… Кому сколько скажут»

25 августа 2004 (11:38)

Лето кончается, грядёт новый политический сезон. А вместе с ним и процесс формирования главного финансового документа области — бюджета. О, это страшное слово — бюджет! Этот вопрос на протяжении нескольких лет — один из самых серьёзных поводов для споров и разногласий.

Понятно, что перед тем как формировать новый, надо бы подвести итоги: а что там с прежним-то случилось — «пациент скорее жив, чем мёртв» или как? А картина такова: в первом полугодии областные бюджетные фонды недополучили около 450 миллионов рублей, В целевые бюджетные фонды Свердловской области поступило лишь 80 процентов средств от плана, об этом заявила сама министр финансов Мария СЕРОВА. Вместо запланированных 2,25 миллиарда рублей, сказала она, в целевые бюджетные фонды поступило 1,8 миллиарда. Из всех этих фондов по причине недостатка финансирования в большей степени «пострадал» целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Свердловской области, на долю которого приходится более 90 процентов всей суммы средств этих фондов, отметила министр.

Другая огорчительная, уже для промышленности, новость, которую озвучила министр, — планируется рост налогов на территории области. Это связано с тем, отметила она, что в промышленности Среднего Урала, прежде всего в металлургии, существует устойчивая динамика роста производства и прибыли предприятий. А рост налогов, по мнению министра, должен привести к увеличению доходной части областного бюджета. Потому что за первое полугодие бюджет области недополучил около 45 миллионов рублей.

Также совсем недавно министр сделала публичное чистосердечное признание на «Прямой линии» с жителями области (цитирую агентство «УП-Монитор»): «правительство области впервые созналось в том, что уже давно «живёт одним днём» и непрерывно теряет деньги из областного бюджета. За последние пять бюджет Свердловской области потерял почти 14 миллиардов рублей. С учётом индексации эта сумма значительно больше и составляет около 20 миллиардов рублей».

Так что картина, несмотря на то, что пока бюджет наполняется, по словам министра, по графику, не радует. И поводов для «бюджетных» волнений у депутатов накануне очередного парламентского года может быть предостаточно. Ситуация складывается не самая простая — не исключено, что по отдельным позициям методику формирования бюджета придётся очень существенно менять.

Особый же интерес вызывают меры, предпринимаемые руководством области для разрешения напряженной ситуации с бюджетом. По информации «УП-Монитор», оказывается, для повышения доходной базы области ежегодно повышается заработная плата работникам бюджетных учреждений. По словам областного министра финансов, это всё увеличивает сборы подоходного налога. То есть фактически происходит перекладывание денег «из одного кармана в другой», откуда при этом возьмутся дополнительные средства — совершенно непонятно.

В качестве альтернативных способов повышения доходной базы министр финансов предложила ещё развивать малый бизнес и способствовать дальнейшему подъёму промышленности... Только вот каким образом областное правительство (у которого около 30% подведомственных предприятий работают убыточно) собирается помогать независимым организациям и пополнять при этом облбюджет? Ещё одна тайна.

Впрочем, как показывает история и как неоднократно уже было при формировании главного финансового документа, правительство области всегда находит очаровательный по своей простоте «выход» и начинает «трясти» города-доноры — Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил и т.д. — на предмет ещё больших отчислений в областной бюджет.

Повторится ли такая история в этом году, по-моему, не вопрос. Бюджет области довольно давно находится в роли «больного пациента», которому надо помогать не традиционным способом «трясения доноров», а, видимо, новым, ещё не опробованным — новой методикой формирования финансового документа.


Другие материалы по теме: