«Уральский рабочий» и Анастасия Савина рассказывают как выглядит «Болотная копейка»

27 августа 2004 (11:04)

Попользовавшись недрами, добытчики золота оставляют после себя мертвую территорию.

Если бы Ерофей Сидорович Марков мог взглянуть сегодня на окрестности Березовского – золотоносной столицы Урала — он наверняка бы пожалел о том, что два с половиной столетия назад открыл здесь месторождение «презренного металла». Вряд ли наш знаменитый предок предполагал, что в погоне за прибылью алчные потомки превратят благословенный край в безжизненную пустыню.

Именно так выглядит сейчас территория бывшего Березовского рудника, которая сегодня находится в распоряжении частной артели золотоискателей «Фарта».

— В советское время золото здесь добывалось тем же методом, что и сейчас, — с использованием драги, — комментирует ситуацию председатель правления общества охотников и рыболовов г. Березовского Михаил Дементьев. — Но тогда старатели соблюдали технологию: место добычи капитально обваловывалось, отработанная вода попадала в отстойники и после естественной фильтрации сбрасывалась в реку Пышму. После развала рудника и передачи драги в частные руки система водооборота была разрушена. Экономия на обустройстве отстойников приводит к тому, что во время дождей водоемы переполняются и грязевые потоки устремляются в реку. Заморы рыбы, которые не раз фиксировала местная служба санэпиднадзора, заиление речного дна — это прямое следствие безответственной деятельности золотоискателей.

— В погоне за сиюминутной прибылью частники не тратят ни рубля на природоохранные мероприятия, — подтверждает вице-президент Уральского экологического союза Василий Хачин. — Вместо того чтобы наладить замкнутый водооборотный цикл, как это положено при больших объемах добычи, артельщики не соблюдают даже элементарные природоохранные требования. Вред природе наносится колоссальный: нарушается водный режим, загрязняется река Пышма. Штрафы, накладываемые природоохранными службами, не в состоянии компенсировать ущерб, к тому же золотодобытчики их игнорируют.

По мнению эколога, закон позволяет дисциплинировать природопользователей. Все зависит от того, насколько эффективно этим инструментом пользуются региональные и местные власти. Как заявил на пресс-конференции Василий Хачин, золотодобытчики получили полный карт-бланш от областного правительства, поскольку оно не

проявляет жесткости в отношении нарушителей природоохранного законодательства. Более того, находит средства, чтобы поддержать финансово золотодобывающую отрасль.

Озвучить точку зрения правительства было некому – заместитель министра природных ресурсов Свердловской области Галина Пахальчак на пресс-конференцию не пришла. Тем не менее известно, что в области принята программа развития золотодобывающей промышленности до 2015 года. Это значит, что еще как минимум десять лет охотники за желтым металлом будут цинично насиловать природу – и, по существу, не нести за это никакой ответственности.

Причем такая ситуация не только в Березовском. Как утверждает Василий Хачин, не лучше обстоит дело на Невьянских приисках, бассейне Лозьвы, где, помимо зарегистрированных артелей, промышляет огромное число диких старателей. По некоторым оценкам, нелегальный промысел драгметалла составляет от шести до восьми

процентов годового объема добычи. Стоит ли говорить, что в этих случаях вообще никакая технология не соблюдается.

Березовская артель оказалась в фокусе общественного внимания по двум причинам. Во-первых, городская администрация заняла жесткую позицию, когда решался вопрос об освоении артелью новых золотоносных участков: не подписывать разрешение, пока не будут рекультивированы загаженные территории и не восстановлена система водосброса. Во-вторых, не сложило оружие местное общество охотников и рыболовов, обеспокоенное процессом деградации речной фауны.

Артельщики на время отступили – в прямом и переносном смысле. Подобно Наполеону, вынужденному бежать из Москвы по старой смоленской дороге, «Фарте» пришлось двигаться по уже пройденным участками. В результате двойного прессинга прибрежная территория Пышмы превратилась в настоящее болото. Но даже если добыча золота здесь будет когда-нибудь прекращена, естественным путем природе не восстановиться, все равно потребуется помощь человека.

Экологи не питают на этот счет никаких иллюзий. По существу, мощному золотопромышленному лобби и диким золотоискателям противостоит лишь небольшая группа «зеленых», не облеченных никакой властью. Вице-президент Уральского общественного союза, инициировавший пресс-конференцию по ситуации в Березовском, рассчитывает исключительно на поддержку общественности. И даже приводит примеры, когда ее вмешательство действительно помогло. В частности, серия публикаций в «Уральском рабочем» и «Вечернем Екатеринбурге» заставила промышленников новой волны отказаться от планов разместить медеплавильное производство на

ВИЗе, которое усугубило бы экологическую обстановку в столице Урала.

Только неисправимые романтики – а «зеленое» движение преимущественно из них и состоит – могут еще надеяться на силу печатного слова. Прагматики уповают на торжество закона, но он почему-то обычно пасует перед теми, у кого в руках власть или деньги. А уж если в этих руках золотовалютные запасы…

Кстати

По данным министерства промышленности, энергетики и науки, объем вредных веществ, выбрасываемых в воздух предприятиями золотодобывающей промышленности, четыре года назад составлял почти два миллиона тонн. В прошлом году он снизился в три раза, при этом объем промышляемого золота увеличился более чем в два раза.


Другие материалы по теме: