«КоммерсантЪ-Урал» и Юрий Дорохов сообщают, что «Ространсмаш» получил курганскую арматуру»

3 сентября 2004 (11:52)

Вчера председатель совета директоров ООО «Ространсмаш» (РТМ) Юрий Лаптев сообщил «Ъ», что руководство компании намерено создать машиностроительный холдинг, который через полтора года будет контролировать до 40% рынка атомной и до 25% рынка нефтяной арматуры. На первом этапе РТМ намерен увеличить свой пакет акций базового завода трубопроводной арматуры «Икар» (Курган) до квалифицированного большинства. Но амбициозным планам «Ространсмаша» может помешать конфликт с миноритарными акционерами завода. В частности, ОАО «Корвет» (контролирует 15%-й пакет голосующих акций) намерен оспорить ряд сделок с ценными бумагами «Икара».

ООО «Ространсмаш» (РТМ) было создано в 2001 году. Учредитель — ООО «Лук-Тат-Нафта». Обе компании возглавляет Юрий Лаптев, руководитель юридической фирмы «Лаптев и партнеры» (Тюмень). РТМ контролирует ряд предприятий по производству арматуры в Курганской области и Краснодарском крае.

ОАО «Икар» (Курганский завод трубопроводной арматуры) специализируется на производстве трубопроводной арматуры (клапаны, затворы, крепеж) для нефтяной и атомной промышленности. Потребителями продукции «Икара» являются российские атомные станции, крупные нефтегазовые компании, в частности «ТНК-ВР», «Лукойл», «Газпром». Валовая прибыль завода за первое полугодие 2004 года составила 47 млн рублей.

До 2002 года контрольный пакет акций (51%) «Икара» принадлежал тюменскому ЗАО «Сибмаш». Два года назад около 30% акций курганского предприятия с отсрочкой платежа на год выкупил РТМ. Но из-за того, что участники сделки не смогли согласовать порядок оплаты ценных бумаг, между ними начался конфликт. Он был урегулирован весной 2004 года, когда аффилированная с «Сибмашем» компания «Oil and Gaz Trading S.A.» (зарегистрирована на Виргинских островах) продала принадлежавших ей 17,7% акций «Икара» «Ространсмашу». На днях в реестр акционеров были внесены соответствующие изменения. Таким образом, пакет «Ространсмаша» увеличился с 38% до 56% (РТМ также скупил более 5% акций у миноритариев). По оценке аналитиков, рыночная стоимость проданного пакета акций может составлять около $1 млн. По словам Юрия Лаптева, на выкуп всего 56% пакета акций «Ространсмаш» затратил около $12 млн. Еще 15% акций контролирует курганское ОАО «Корвет», также специализирующееся на выпуске арматуры.

По словам господина Лаптева, «Икар» станет базовым предприятием для создания регионального консорциума по производству арматуры, в который также войдут Катайский насосный завод, «Ространсмаш-КМЗ», созданное вместе с «Курганмашзаводом», и СП «Курганприбора» и РТМ. «Для начала мы проведем реконструкцию «Икара». Стоимость первого этапа модернизации (установка тигельной печи) обойдется нам в 1 млн евро», — сказал господин Лаптев. А в дальнейшем владелец контрольного пакета планирует выделить из «Икара» чугунолитейный завод.

Планы у создателей консорциума весьма амбициозны. По оценке Юрия Лаптева, сейчас продукция подконтрольных РТМ заводов занимает 12-15% рынка российской арматуры. «Мы намерены в ближайшие полтора года увеличить ее до 40% на рынке атомной арматуры и до 25% — нефтяной», — заявил господин Лаптев. Следующим этапом может стать создание диверсифицированного машиностроительного холдинга. При этом он заметил, что РТМ продолжит поглощение региональных заводов, но конкретизировать отказался.

По мнению аналитика UFG Александра Тразанова, создатели нового холдинга выбрали весьма удачный момент для старта. «Пока Россия сидит на нефтяной игле, трубопроводная арматура будет весьма востребована компаниями, занимающимися добычей нефти», — отметил он. А продекларированный в энергетической концепции развития России до 2020 года приоритет развития атомной энергетики создает, по мнению аналитика, благоприятные условия для экспансии на рынке атомной арматуры. Правда, Александр Тразанов усомнился, что РТМ удастся создать диверсифицированный машиностроительный холдинг. «У него будут серьезные конкуренты в лице существующих компаний (ОМЗ, «Силовые машины» — «Ъ»), — заметил господин Тразанов.

Но реализации планов РТМ могут помешать миноритарии. Как пояснил «Ъ» источник, близкий к руководству «Корвета», в настоящее время между миноритарным акционером и РТМ идет судебное разбирательство. «Нас не допускают на завод, отказываются предъявить финансовую документацию», — объяснил источник причины конфликта. Кроме того, по его словам, миноритарии намерены оспорить ряд сделок, совершенных с акциями завода. Господин Лаптев, в свою очередь, сообщил «Ъ», что РТМ уже направил в адрес руководства ОАО «Корвет» предложение о выкупе оставшегося у него пакета акций «Икара».

«Ъ» будет следить за развитием событий.


Другие материалы по теме: