«Деловой квартал» и Дмитрий Иванов рассказывают, что «Венгры оставили Урал»

13 сентября 2004 (11:50)

Национальный венгерский авиаперевозчик Malev с 15 сентября 2004 г. закрывает регулярный рейс Екатеринбург — Будапешт, введенный четыре месяца назад. Такая директива поступила из штаб-квартиры компании. Для ликвидации этого направления в Екатеринбург прибыл генеральный представитель Malev Hungarian Airlines в России и на Украине Тамаш Райнай.

Рейс из Будапешта в Екатеринбург Malev возобновил в июне текущего года после шестилетнего перерыва — в 1998 г. авиасообщение было прекращено из-за дефолта в России. По словам руководителя представительства Malev в Екатеринбурге Алексея Садовского, на прошлой неделе он получил короткое письмо по электронной почте. В нем менеджер дивизиона продаж в Восточной Европе и Средиземноморье авиакомпании Ласло Гал просил «принять меры по закрытию рейса в связи с недостижением финансовых результатов». Как сообщил «ДК» Алексей Садовский, екатеринбургский рейс оказался «недостаточно рентабельным». Финансовое состояние изучал и Тамаш Райнай, констатировав низкую загрузку рейса. Раскрыть данные о пассажиропотоке рейса г-н Садовский отказался, сославшись на коммерческую тайну. Компания лишь сообщает, что «рейс не оправдал прогнозов, основанных на маркетинговом исследовании рынка, и вряд ли стоит ждать значительного увеличения пассажиропотока в течение нескольких следующих месяцев». Еще один аргумент для закрытия рейса — грядущее вступление авиакомпании в международный альянс SkyTeam, участники которого распределяют между собой маршруты. «Чешские авиалинии», состоящие в этом объединении, уже выполняют полеты в уральскую столицу.

Г-н Садовский подчеркнул, что, несмотря на ликвидацию рейса, компания оставляет в Екатеринбурге свое представительство: Не исключено, что при смене конъюнктуры мы возобновим полеты. Пока же представительство будет заниматься работой с турагентствами, изучением рынка. В представительстве компании заявляют, что готовы вернуть деньги в полном объеме всем пассажирам, купившим билеты на сентябрь.

На уральский рынок авиаперевозок Malev пришел последним из мировых авиаперевозчиков. Здесь уже работают Lufthansa, British Airways, «Чешские авиалинии». Две последние компании появились практически одновременно. При открытии своего рейса региональный коммерческий директор British Airways по Восточной Европе Даниэль Буркард заявил «ДК», что «новый маршрут не сможет сразу приносить прибыль». Для этого, по его словам, понадобится не менее 2—3 лет. На первом рейсе британского перевозчика улетело около 10 человек, одним из которых был Эдуард Россель. Несмотря на небольшой пока пассажиропоток, British Airways планирует увеличить количество рейсов до 5 в неделю и использовать более вместительный самолет в 2005 г. Кроме того, до конца текущего года в Кольцово хочет «прописаться» скандинавская FinnAir. По словам гендиректора Кольцово Юрия Кириллова, порт заинтересован в увеличении рейсов и привлечении новых авиакомпаний. Последние несколько лет международные перевозки неуклонно растут. В 2002 г. их рост по отправкам пассажиров составил 35,4%, а за 10 месяцев 2003 г. — 23,8% (в дальнее зарубежье).

По мнению экспертов, на пассажиропотоке Malev сказывалось отсутствие в Екатеринбурге венгерской дипмиссии. Жителям мегаполиса приходилось получать визу в Москве, и лететь оттуда в Восточную Европу было вполне логично.

Между тем дела авиакомпании Malev идут не слишком удачно. Хотя в официальном пресс-релизе компании по поводу закрытия рейса говорится, что «по результатам постоянного анализа работы Malev демонстрирует значительные экономические достижения», с 2001 г. авиаперевозчик — убыточная структура, главным акционером которой выступает государство. По сообщению Reuters, в декабре прошлого года министерство финансов Венгрии в очередной раз объявило о государственной дотации авиакомпании в сумме 10 млрд форинтов ($46,6 млн), из них 7 млрд форинтов передали в 2003 г., еще 3 млрд — в 2004 г. В сообщении информагентства также говорилось о том, что руководство компании запланировало реструктуризацию «с целью предотвращения дальнейшего падения доходов и выход компании в 2004 г. из положения убыточной в прибыльную». Программа начала осуществляться в первой половине 2004 г. Одна из мер по сокращению коммерческих затрат — уменьшение штата и реструктуризация заграничных представительств. На этих действиях авиакомпания рассчитывает сэкономить 1 млрд форинтов. Средства, полученные в результате этого, направят на обновление авиапарка.


Другие материалы по теме: