Межведомственная комиссия при Минэкономразвития по защитным мерам во внешней торговле решила с ноября дифференцировать ставку экспортной пошлины на нефтепродукты

29 сентября 2004 (08:28)

Чиновники пытаются справиться с ростом цен на нефтепродукты на российском рынке, который подстегивает инфляцию. Экспортные пошлины на бензин, керосин и дизтопливо с ноября вырастут на четверть – до $ 57 за т. Однако отечественным автомобилистам радости это не прибавит: уровень цен на бензин определяется не рынком, а монополистами, компенсирующими таким образом потери от роста налогов на добычу и вывоз нефти, отмечают эксперты. Об этом сообщают «Ведомости».

Межведомственная комиссия при Минэкономразвития по защитным мерам во внешней торговле решила с ноября дифференцировать ставку экспортной пошлины на нефтепродукты. По словам члена комиссии, замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александра Саковича, тариф на вывоз мазута не изменится и составит $45,4 за тонну - это 65% от уровня действующих пошлин на экспорт нефти. А вот ставку тарифа для экспортеров светлых нефтепродуктов чиновники рассчитали как те же 65%, но от нефтяной пошлины, которая начнет действовать с 1 октября ($87,9 за тонну). Таким образом, при вывозе бензина, керосина и дизтоплива с ноября придется платить примерно $57 за тонну (+25% к нынешним ставкам). По словам одного из членов комиссии, дифференцировать пошлины на разные виды нефтепродуктов предложил министр экономического развития Герман Греф. По словам Саковича, проект постановления Правительства о новых ставках пошлин на нефтепродукты «почти согласован» и на днях должен поступить в аппарат Белого дома.

Определились чиновники, по словам Саковича, и с расчетом пошлин на нефтепродукты в будущем. Они будут рассчитываться в зависимости от мировых цен на нефть и в среднем составят около 65% от тарифа на экспорт самой нефти. Однако внутри «корзины нефтепродуктов» вывоз мазута будет обходиться в 2 раза дешевле, чем экспорт светлых нефтепродуктов. «Например, при общей ставке (пошлины) на корзину (нефтепродуктов) в 15% (от экспортной стоимости) пошлина на мазут составит 10%, а на остальные товары, выработанные из нефти – 20%», – поясняет Сакович.

Нефтяники уверяют, что рентабельность экспорта светлых нефтепродуктов и сейчас невысока. Замгендиректора «Татнефти» Азат Ягафаров недоволен тем, что рост пошлин понизит ее еще больше. А вот снижение тарифов на вывоз мазута, по его мнению, логично, иначе экспортировать его будет невыгодно и произойдет затоваривание нефтеперерабатывающих заводов.

При этом, отмечают эксперты, остановить рост цен на бензин за счет повышения пошлин все равно не удастся. Президент Института энергетической политики Владимир Милов отмечает, что цены на внутреннем (розничном) рынке сильно разорваны с оптовыми: не отражают реального соотношения спроса и предложения. По его мнению, это объясняется монополизацией рынка, при которой цена на бензин определяется оценкой покупательной способности, а не законами конкуренции. «В такой ситуации никакие запретительные пошлины на рост цен на бензин не повлияют», - резюмирует эксперт.

По данным Федеральной статслужбы, потребительские цены на автомобильный бензин в России с 14 по 20 сентября выросли на 0,9%, бензин подорожал в 54 регионах.


Другие материалы по теме: