«Уральский рабочий» и Андрей Морозов рассказывают, что собой представляет «Бензиновая лихорадка»

6 октября 2004 (13:06)

По словам заместителя главы Минэкономразвития Андрея Шаронова, болезнь отступит в октябре, и цены на нефтепродукты пойдут вниз. С чем не согласно большинство аналитиков, а некоторые из них вообще прогнозируют 20 рублей за литр бензина, если цены на мировом рынке будут и дальше расти такими же темпами. И вот вопрос: есть ли у Свердловской области рецепт лекарства против такой болезни?

Догнать и перегнать

— Мы прогнозируем снижение цен на бензин с 1 октября. Но это будет не из-за повышения пошлин, а из-за снижения спроса как на дизельное топливо, так и на светлые нефтепродукты в связи с окончанием летнего сезона, — обосновывает свою точку зрения уже упоминавшийся выше А. Шаронов.

А эксперты в свою очередь указывают на то, что мы уже сравнялись с Америкой по стоимости бензина. Цена же его продолжает расти. По оценке Московской топливной ассоциации, на 19—20% с начала года.

Что самое тревожное, рост цен на бензин в 4 раза превышает инфляцию. А в самой инфляции бензиновая доля составляет 42%. Что заставило забить тревогу и правительственных чиновников. Так, зампред Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цыганов заявил, что «при росте потребительских цен на 6,5% стоимость, например, бензина марки «76» выросла на 17%».

— Нашим компаниям выгоднее продать сырую нефть за границу, чем тратиться на переработку и сбывать топливо внутри страны по более низким ценам, — убеждена аналитик агентства «РосБизнесКонсалтинг» Елена Забе-ла. — Вероятно, к концу осени за литр высокооктанового бензина придется выкладывать порядка 20 рублей.

Чему подтверждением тот факт, что Россия вышла на первое место в мире по экспорту нефти. Сомневается в том, что бензин начнет дешеветь по приказу чиновников с 1 октября, и руководитель Русского топливного агентства Сергей Цукасов.

— С одной стороны, с началом осени спрос на топливо снижается. Уборка позади, одни автолюбители ставят машины на прикол, другие не готовы покупать дорогой бензин в прежнем объеме, — соглашается он с А. Шароновым. — Но, с другой стороны, на российский рынок сильно влияет ситуация на западных биржах. А там нефть дорожает каждый день.

Вот и нефтяные олигархи кивают на мировой рынок, считая его основным виновником роста цен на бензин. - Когда наши нефтяники уверяют, что бензин дорожает, потому что растут мировые цены на нефть, они лукавят, — возражает директор Института глобализации Михаил Делягин. — Российский рынок бензина с мировым прямо не связан. Нефть достается добывающей ее России по остаточному признаку. Это та нефть, для вывоза которой не хватает транспортных мощностей. Поэтому сравнение внутренних цен с мировыми не оправданно.

И действительно, разве российские нефтяники закупают дорогую нефть на мировом рынке? Почему в той же Саудовской Аравии бензин стоит всего 10 центов за литр?

Ну а теперь о том, на чем основывается убежденность российского правительства, что цены на бензин будут снижены, и почему с этим не согласны эксперты.

Против лома нет приема

— Есть! — уверен зампред ФАСа Анатолий Голомол-зин, назвавший конкретные меры, кои намечены правительством для обуздания бензиновых цен.

«В начале 90-х были выделены предприятия нефтепро-дуктообеспечения, которые снабжали топливом соседние регионы. С этого началась региональная монополизация, — напомнил А. Голомолзин. — Сегодня АЗС зависят от нефтяных компаний. Им сложно приобрести топливо по рыночной цене, потому что рынка нефтепродуктов как такового не существует. Цены практически задают нефтяники. Если у АЗС появится возможность покупать топливо, скажем, на бирже, они перестанут зависеть от нефтяных компаний. Тогда возникнет конкуренция.
Но у государства есть возможность проводить интервенции, предварительно закупая бензин или любое другое топливо в период пониженного спроса и выбрасывая эти продукты на рынок в период повышенного спроса. Как это было на зерновом рынке, когда государство раз-рулило проблему, скупив осенью зерно у крестьян. Этот опыт можно использовать, чтобы поставить на место бензиновых спекулянтов».

Так, глава «Транснефти» Семен Вайншток заявил, что начиная с ноября на внутреннем рынке будет реализовываться ежемесячно 400 тысяч тонн нефти. Согласно договоренности, нефтяные компании вместо денег будут платить за перекачку сырой нефтью, которая пойдет не на экспорт, а на российский рынок. Но эксперты сильно сомневаются в действенности этих мер.

— Все потому, что по-настоящему рыночных механизмов в «нефтянке» не было и нет. Рынок — саморегулируемая система, в которой все определяется на основе баланса спроса и предложения, — говорит исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. -- У нас этого не может быть при нынешней структуре добычи, переработки и реализации нефти, когда все — от скважин до региональных рынков — в руках хозяев крупнейших компаний. Уверен, что без появления на рынке независимых продавцов ничего не изменится и цены на топливо будут расти так, как этого пожелают нефтяники.

А дабы они «этого» не пожелали слишком сильно, правительство тешит себя надеждой, что ему удастся на прямых переговорах убедить 11 крупнейших нефтяных компаний, монополизировавших до 90% рынка сбыта нефтепродуктов в России, пожертвовать частью своей прибыли, чтобы рост цен на бензин не разгонял инфляцию.

Самая «безопасная» область

Помнится, что в свое время именно ради бензиновой безопасности Свердловской области была создана Уральская нефтяная компания (УНК), в которой контрольный пакет отошел Тюменской нефтяной компании. (Кстати, в связи с альянсом ТНК с British Petroleum возникает подозрение, что УНК контролируют теперь англичане.) В УНК, как вы помните, в обмен на строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) и организацию добычи нефти на севере области была передана сеть АЗС. С тех пор ничего не слышно ни о НПЗ, ни об уральской нефти.

А бензин между тем продолжает дорожать. И это при высокой зависимости от цен, например, социальной сферы. Что привело уже к обращению ряда муниципальных образований с просьбой пересчитать им бюджеты на 2005 год из-за роста цен. Тогда как областное правительство предпочитает этого не замечать.

Может, действительно настала пора той же Облдуме вместо политических разборок заняться всерьез топливной безопасностью области. И разобраться в том, каким образом для этого годится та же схема развития и размещения производительных сил Свердловской области.


Другие материалы по теме: