«Московский Комсомолец-Урал» и Петр Тручинкин сообщают, что происходит «Между Волгой и Уралом»

7 октября 2004 (10:30)

«Выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями» — этот бессмертный тост из «Кавказской пленницы» всегда остается актуальным на все случаи жизни. И если встреча главы «Газпрома» Алексея Миллера и свердловского губернатора Эдуарда Росселя завершилась дружескими посиделками, то именно под этот тост им следовало бы поднять бокалы.

Как оно было на самом деле, мы, конечно, не знаем. Но зато знаем то, что два уважаемых руководителя несколько по-разному восприняли суть сказанного ими друг другу в приватной беседе. В том смысле что Миллер в основном говорил насчет «возможностей», а Россель, похоже, больше налегал на «желания».

Именно такое ощущение сложилось у автора, после того как он ознакомился с пресс-релизами по итогам переговоров главы «Газпрома» и свердловского губернатора, состоявшимися 20 сентября в центральном офисе газового концерна в Москве. Одной из ключевых тем их , беседы было строительство завода по производству труб большого диаметра (ОАО «ЗТБД») на Нижнетагильском металлургическом комбинате (НТМК). Если сказать чуть предметнее, то о строительстве стана-5000, который позволит производить соответствующие трубы, использующиеся при строительстве магистральных газопроводов.

Так вот в пресс-релизе администрации Росселя сказано, что «Алексей Миллер подтвердил готовность компании покупать трубы большого диаметра, которые будут производиться на НТМК». В этом предложении настораживает слово «будут». То есть труб как таковых еще в природе нет, а глава «Газпрома» уже готов их брать. Заранее. Не глядя.

Как-то в это не верится. Сомнения полностью подтвердились. Собственный пресс-релиз «Газпрома» рассказывает о встрече не совсем так, а если зрить в корень, то совсем не так. Там говорится, что на встрече Росселя с Миллером «было особо отмечено, что цена и условия поставки продукции ОАО «ЗТБД» должны формироваться с учетом инвестиционных проектов и программ ОАО «Газпром». То есть глава газового концерна, собственно, упирает на то, что его компания будет определять — когда и сколько она возьмет труб в Нижнем Тагиле, и возьмет ли вообще, исходя из собственных потребностей и возможностей. Причем решение будет принято даже не сейчас, а вообще когда эти трубы начнут выпускаться.

Возможно, что кому-то из читателей такого рода лингвистические ухищрения покажутся мелочными, однако это далеко не так. Дело тут вовсе не в профессиональном уровне составителей пресс-релизов в администрации Свердловской области или в пресс-службе «Газпрома». И те, и другие грамотно выполнили свою работу в соответствии с пожеланиями своих начальников. Только «начальник» Среднего Урала предпочел выдать желаемое за действительное. Но опять же не потому, что он недопонял своего собеседника, а в силу своих интересов.

В чем тут соль? «Газпром» по понятным причинам является крупнейшим покупателем труб большого диаметра (ТБД) в России. Основными его поставщиками являются зарубежные предприятия, в первую очередь украинский Харцызский трубный завод. Естественно, что некоторые российские металлургические компании заинтересованы в том, чтобы стать главными поставщиками двора «Его газового величества». Для этого им не хватает одного — выпускать соответствующую продукцию, которая бы устраивала концерн по классическому критерию «цена—качество» и могла бы конкурировать с зарубежными аналогами. Одна из таких компаний, заинтересованных в «Газпроме», — это «ЕврАзхолдинг», которая является фактическим владельцем комбината в Нижнем Тагиле.

Интересы «ЕврАза» в данном вопросе перекликаются с интересами свердловского губернатора, который, как любой рачительный хозяин региона, делает ставку на поддержку своего местного производителя. Поэтому Эдуард Россель выступает рьяным сторонником того, чтобы убедить «Газпром» рассматривать НТМК в качестве эксклюзивного партнера по поставкам труб большого диаметра. Правда, необходимые мощности для этого еще надо построить (стан-5000). Средства на это требуются немалые. А чтобы привлечь инвесторов, необходимо убедить их в том, что «Газпром» готов приобретать продукцию данного предприятия. Отсюда и смысл росселевского «понимания» беседы с Миллером, изложенном в пресс-релизе его администрации.

Но у «Газпрома» имеется несколько иной взгляд на эти вещи. Месяц назад совет директоров «Газпрома» утвердил Положение о порядке размещения заказов на поставку товаров для компании. Исходя из этого документа «Газпром» собирается закупать товары и услуги на конкурсной основе. В следующем году уже половина товаров и услуг будет приобретаться на условиях открытых конкурсов, а к 2006 году их число планируется довести до 80%. Видимо, пойти

на такую меру газовую монополию вынудили постоянные упреки в «непрозрачности» и в «нерыночное™». В свете этих решений «Газпром», похоже, не собирается заранее отдавать кому-либо предпочтение, в том числе и Нижнему Тагилу. Тем более что на НТМК в России свет клином не сошелся. У «Газпрома» на Родине есть и другие партнеры, готовые предложить необходимую для него продукцию, которую они выпускают уже сейчас. Речь идет, в частности, о Волжском трубном заводе (Волгоград), который входит в Трубную металлургическую компанию и который уже сотрудничает с «Газпромом» в плане поставок ему труб большого диаметра. Дело в том, что на волгоградском предприятии уже действует стан-5000, который в Нижнем Тагиле еще только строят.

Волжане заинтересованы в расширении связей с газовой монополией не меньше уральцев, но стараются добиваться своего рыночными методами, а не методом уговоров. Так, недавно в СМИ прошло сообщение, что Волжский трубный завод изготовил опытную партию труб диаметром 1420 мм с толщиной стенки 15,7 мм. При изготовлении использовались новые сварочные материалы, которые позволяют увеличить надежность труб. Тут есть один нюанс: трубы, которые раньше производили в Волгограде, «Газпром» закупал в небольших «дозах», предпочитая им зарубежные, поскольку они более надежны при прокладке газопроводов, особенно в условиях Крайнего Севера. Тогда волгоградцы, при участии научно-исследовательских учреждений трубной промышленности и тех же специалистов «Газпрома» (у предприятия есть договор с «Газпромом» о научно-техническом сотрудничестве), решили, что называется, довести свою продукцию до ума и выдали недавно первую опытную партию.

Другой вопрос, удастся ли им потеснить на рынке зарубежных конкурентов среди поставщиков «Газпрома», которые тоже будут стараться предложить что-то свое. Но это единственный в нынешних условиях путь для компании, которая работает на перспективу. И уральцам ничего не остается, кроме как самим принять рыночные правила игры.


Другие материалы по теме: