«Областная газета» и Людмила Дубовкина рассказывают, что «Горный лен в обиду не дали»

15 октября 2004 (11:27)

Хризотиловая отрасль отстояла право на экспорт, победив в борьбе за свои интересы на международной экономической арене. Россия добилась, чтобы хризотил-асбест не был внесен в список опасных химических веществ и пестицидов Роттердамской конвенции.

Наша газета рассказывала о том, что 3 сентября жители Асбеста вышли на митинг в защиту горного льна, своего города и своих рабочих мест. Поводом для протеста послужили серьезные намерения противников хризотила включить его в список особо опасных химических веществ. И вот в Женеве прошло заседание представителей стран — участниц Роттердамской конвенции, на котором присутствовали около 450 делегатов из более чем ста стран мира. Хризотил-асбест в «черный список» не попал.

Российская делегация была подготовлена к любым нападкам противников. В ее арсенале были убедительные медицинские, юридические обоснования и результаты научных исследований. Хорошо сработало и российское правительство. Министерство иностранных дел провело предварительные переговоры со странами, участвующими в рассмотрении важного для России вопроса.

В 2003 году российские предприятия ОАО «Ураласбест» и ОАО «Оренбургские минералы», а также казахстанское АО «Костанайские минералы» произвели более 1 млн. тонн хризотил-асбеста при его общемировом производстве в объеме около двух миллионов тонн. «Если бы хризотил попал в «запретительный» список, то только Ураласбест потерял бы в производстве 40—60 процентов, а российская экономика в целом не досчиталась бы сотен миллионов долларов», — рассказал Ю. А. Козлов, сопрезидент некоммерческой организации «Хризотиловая ассоциация», генеральный директор ОАО «Ураласбест».

В результате серьезной подготовительной и разъяснительной работы, инициированной в основном российской стороной, участники межправительственного переговорного комитета приняли решение не включать хризотил в запретительный список. Инициативу России поддержали делегации Казахстана, Канады, Киргизии, Украины, Индонезии, Зимбабве, Колумбии, Мексики, Ирана, Ганы, Индии и Китая.

Между тем российские производители хризотил-асбеста ожидают новых попыток введения фактически всемирного запрета на экспорт этого минерала. Ю.Козлов высказал мнение о том, что «борьбу по запрещению хризотила можно расценивать как экономическую». Официальный представитель России в Роттердамской конвенции, директор Российского регистра потенциально опасных химических и биологических веществ Министерства здравоохранения и социального развития РФ профессор Борис Курляндский обратил внимание на то, что сегодня «благая деятельность различных международных организаций сочетается с абсолютным своекорыстным и жестким интересом определенных коммерческих кругов и отдельных компаний». Запретить природный хризотил выгодно химическим концернам, производящим его заменители.

Сопрезидент Хризотиловой ассоциации и директор Российского регистра потенциально опасных химических и биологических веществ Министерства здравоохранения и социального развития РФ призвали всех, от кого зависит вопрос ратификации Россией Роттердамской конвенции, ускорить процесс ее подписания.

Россия пока официально не ратифицировала эту конвенцию, и это не позволяет ей больше иметь право голоса, так как с октября этого года участвовать в конвенции могут лишь страны, официально в нее вступившие. Некоммерческая организация «Хризотиловая ассоциация», объединяющая практически все предприятия хризотиловой отрасли России, обратилась с просьбой ускорить ратификацию Роттердамской конвенции к премьер-министру России Михаилу Фрадкову. В начале сентября с подобными требованиями к Президенту РФ, председателю правительства РФ, Федеральному Собранию РФ обращались участники митинга в Асбесте. В противном случае в дальнейшем отстоять право на экспорт хризотила будет невозможно.

В ноябре в Москве состоится очередное заседание координационного совета ассоциации. На нем будет рассматриваться очень важный вопрос по переименованию асбеста в хризотил и асбестовых предприятий в хризотиловые. Для этого предстоит проделать громадную работу, в том числе по пересмотру ГОСТов, нормативов...

Пока право на экспорт горного льна отстояли. Но борьба за хризотил на этом не заканчивается.


Другие материалы по теме: