«Вечерний Екатеринбург» и Надежда Баяндина сообщают, что ремесленник «И заказчика найдёт, и ремонт произведёт»
22 октября 2004 (12:54)
Похоже, будущее -за ремесленниками-предпринимателями
Быть ли ремесленнику предпринимателем? Организаторы II Международной научно-практической конференции «Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России», прошедшей в Екатеринбурге 19—20 октября, уверены: именно за ним — будущее.
Это как в поговорке: и швец, и жнец, и на дуде игрец. То есть ремесленник нового типа совмещает в себе задатки мастера-умельца и... менеджера. Может не только выполнить заказ на высоком уровне, но и найти заказчика, предложить ему своё решение (например, не только покраску, но и обивку мебели), сделать всё по высшему разряду и предъявить счёт. Такой вот мастер на все руки. Мастер широкого профиля. Организатор и исполнитель в одном лице.
Собственно, никто не собирается принуждать учреждения начального профессионального образования переходить на «ремесленные рельсы». Хотя такой опыт у нас в городе уже имеется — специализированный лицей, где сегодня обучаются 672 человека (треть из них — по ремесленным специальностям).
- На то, чтобы подписать приказ о присвоении какому-либо учреждению начального профессионального образования статуса лицея, потребуется три секунды работы и четыре грамма пасты, -заметил министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий НЕСТЕРОВ. — Мы не можем взять какую-то часть людей, которые работали в системе начального профессионального образования 40 лет, поместить в лепрозорий и избавиться от них. Прежде всего необходимо выработать стратегический план. Подготовить специалистов, которые смогут обучать ремесленников. Это длительный процесс, который потребует изменения менталитета мастеров и педагогов.
Конференция собрала в актовом зале Российского государственного профессионально-педагогического университета более 300 студентов и преподавателей, кандидатов и докторов наук, министров и академиков из 23 субъектов Российской Федерации и четырёх гостей из Германии. Они прослушали шесть докладов, связанных с проблемами профессионального образования, подискутировали на тему организации и становления новой ремесленнической отрасли, подготовки кадров для малого и среднего бизнеса и т. п.
Об актуальности проблемы говорить не приходится. По словам академика Российской академии образования, профессора Евгения ТКАЧЕНКО, до 80 процентов производства связано с ремесленническим трудом. Но вот статус работяг оставляет желать лучшего. Качественно новый подход к системе начального профессионального образования поможет, по мнению организаторов и гостей конференции, сделать из простого рабочего мастера широкого профиля, обладающего организаторскими способностями.
НАША СПРАВКА
В Екатеринбурге на сегодняшний день действует 24 учреждения начального профессионального образования. В Свердловской области их 120 (от одного до пяти в каждом муниципальном образовании), в которых обучаются 58 тысяч учащихся.
Как у них
Теория и практика идут параллельно
Дипломированный политолог Петер Меллер:
— В Германии существует дуальная система подготовки ремесленников. Они заключают договор с предпринимателем и обучаются три дня на предприятии, два — в учебном учреждении. То есть имеют возможность сразу перейти от теории к практике. Ещё одно принципиальное отличие от российских учреждений начального профессионального образования — это подготовка специалистов широкого профиля. Очень рад, что в Екатеринбурге появился Профессиональный лицей ремесленников-предпринимателей. Это первый шаг к тому, чтобы вернуть престиж начальному профессиональному образованию.
Как у нас
Долой заданные алгоритмы!
Руководитель специализированного лицея, кандидат педагогических наук Николай Доронин:
— Сейчас в России существует нужда в принципиально новом типе работника. В работнике малого предприятия. Если углубимся в историю, то вспомним, что программа начального профессионального образования предусматривала подготовку рабочих для деятельности в условиях серийного массового производства. Теперь требуются те, кто может оказать комплексные услуги — от получения заказа до выполнения его на высоком организационно-техническом уровне. В отличие от промышленного рабочего, который трудится по строго заданному алгоритму, ремесленник-предприниматель может проявить инициативу.
Быть ли ремесленнику предпринимателем? Организаторы II Международной научно-практической конференции «Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России», прошедшей в Екатеринбурге 19—20 октября, уверены: именно за ним — будущее.
Это как в поговорке: и швец, и жнец, и на дуде игрец. То есть ремесленник нового типа совмещает в себе задатки мастера-умельца и... менеджера. Может не только выполнить заказ на высоком уровне, но и найти заказчика, предложить ему своё решение (например, не только покраску, но и обивку мебели), сделать всё по высшему разряду и предъявить счёт. Такой вот мастер на все руки. Мастер широкого профиля. Организатор и исполнитель в одном лице.
Собственно, никто не собирается принуждать учреждения начального профессионального образования переходить на «ремесленные рельсы». Хотя такой опыт у нас в городе уже имеется — специализированный лицей, где сегодня обучаются 672 человека (треть из них — по ремесленным специальностям).
- На то, чтобы подписать приказ о присвоении какому-либо учреждению начального профессионального образования статуса лицея, потребуется три секунды работы и четыре грамма пасты, -заметил министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий НЕСТЕРОВ. — Мы не можем взять какую-то часть людей, которые работали в системе начального профессионального образования 40 лет, поместить в лепрозорий и избавиться от них. Прежде всего необходимо выработать стратегический план. Подготовить специалистов, которые смогут обучать ремесленников. Это длительный процесс, который потребует изменения менталитета мастеров и педагогов.
Конференция собрала в актовом зале Российского государственного профессионально-педагогического университета более 300 студентов и преподавателей, кандидатов и докторов наук, министров и академиков из 23 субъектов Российской Федерации и четырёх гостей из Германии. Они прослушали шесть докладов, связанных с проблемами профессионального образования, подискутировали на тему организации и становления новой ремесленнической отрасли, подготовки кадров для малого и среднего бизнеса и т. п.
Об актуальности проблемы говорить не приходится. По словам академика Российской академии образования, профессора Евгения ТКАЧЕНКО, до 80 процентов производства связано с ремесленническим трудом. Но вот статус работяг оставляет желать лучшего. Качественно новый подход к системе начального профессионального образования поможет, по мнению организаторов и гостей конференции, сделать из простого рабочего мастера широкого профиля, обладающего организаторскими способностями.
НАША СПРАВКА
В Екатеринбурге на сегодняшний день действует 24 учреждения начального профессионального образования. В Свердловской области их 120 (от одного до пяти в каждом муниципальном образовании), в которых обучаются 58 тысяч учащихся.
Как у них
Теория и практика идут параллельно
Дипломированный политолог Петер Меллер:
— В Германии существует дуальная система подготовки ремесленников. Они заключают договор с предпринимателем и обучаются три дня на предприятии, два — в учебном учреждении. То есть имеют возможность сразу перейти от теории к практике. Ещё одно принципиальное отличие от российских учреждений начального профессионального образования — это подготовка специалистов широкого профиля. Очень рад, что в Екатеринбурге появился Профессиональный лицей ремесленников-предпринимателей. Это первый шаг к тому, чтобы вернуть престиж начальному профессиональному образованию.
Как у нас
Долой заданные алгоритмы!
Руководитель специализированного лицея, кандидат педагогических наук Николай Доронин:
— Сейчас в России существует нужда в принципиально новом типе работника. В работнике малого предприятия. Если углубимся в историю, то вспомним, что программа начального профессионального образования предусматривала подготовку рабочих для деятельности в условиях серийного массового производства. Теперь требуются те, кто может оказать комплексные услуги — от получения заказа до выполнения его на высоком организационно-техническом уровне. В отличие от промышленного рабочего, который трудится по строго заданному алгоритму, ремесленник-предприниматель может проявить инициативу.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- 14 декабря в министерстве образования Свердловской области соберутся специа ...
- Стипендии в учреждениях начального профессионального образования увеличены ...
- События на месяц
- В Свердловской области учреждены губернаторские стипендии для аспирантов, с ...
- Сегодня состоялось заседание коллегия министерства образования Свердловской ...