«Уральский рабочий» и Владимир Яковлев сетуют: «Товаров много, закладывать некуда»

2 ноября 2004 (13:18)

Программный совет стратегического развития Екатеринбурга на своем заседании рассмотрел проект «Система современных транспортно-логистических центров»

Российский рынок созрел до того, что стали говорить о непонятной для нас еще несколько лет назад логистике. А без нее какой же рынок?! Рынок — это товар. А его надо перевезти, положить на склад, составить более мелкие партии и отправить в другие города и поселки. Это и есть логистика. Большая активность предпринимателей Екатеринбурга сделала город доминирующим центром региональной торговли.

По исследованиям ГипротрансТЭИ, фактически в сферу влияния Екатеринбурга входят Челябинская, Пермская, Тюменская, Курганская области, Югра и Ямал. Импортные товары завозились на Урал в основном через Москву и Санкт-Петербург, где активно работали дистрибьюторы западных производителей. В Екатеринбург торговые компании доставляли крупные партии товара, а затем более мелкими партиями он отправлялся конечным получателям. Наш город стал по сути грузораспределительным центром Урала.

Смена вех

Но смена вех в рыночной экономике происходит быстро. Дистрибьюторскую сеть в обеих столицах стремительно замещают крупнейшие мировые торговые сети, а для их обслуживания пришли лидеры логистического бизнеса. Обновляются и транспортные технологии. Появились ускоренные контейнерные поезда, совершенствуются перевозки мелких партий груза. На трассах работают современные импортные большегрузные автомобили, способные доставлять грузы на дальние расстояния. Завершается строительство дорог в северные регионы Урала — Пермь—Качканар—Серов— Ивдель—Ханты-Мансийск. Они огибают Екатеринбург, что, по мнению основного докладчика, гендиректора ОАО «Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр» Семена Шавзиса, создает предпосылки к снижению роли нашего города как грузораспределительного центра при увеличении доли прямых поставок товаров из Москвы в регионы.

Чтобы избежать этой незавидной участи, надо привлекать в город дополнительные грузопотоки. А это могут сделать крупные логистические компании, причем для города

представляют интерес прежде всего независимые компании. Они выравнивают условия обслуживания торговых предприятий, специализируются на грузораспределении по региону, что дает толчок развитию местных транспортных хозяйств. А самое главное преимущество в том, что именно независимые логистические компании обслуживают международные сетевые торговые холдинги, представляющие потенциальные источники дополнительных грузопотоков. А для хранения грузовтоваров что нужно? Склады. Так что мудреная логистика — это прежде всего склады.

А их-то в Екатеринбурге катастрофически не хватает.

Сейчас общая площадь складских помещений, как сказал председатель комитета по транспорту и связи администрации города Александр Демин, составляет 600 тысяч квадратных метров. По их наличию Екатеринбург отстает в разы от европейских городов, расположенных на пересечении грузопотоков. В Варшаве плотность складских площадей на тысячу жителей составляет 625 «квадратов», в Праге — 470, в Будапеште — 270, в Москве — 55, а в нашем городе — всего 6. К тому же это старое советское хозяйство, когда на складскую структуру мало обращали внимания.

Нехватка «квадратов» — толчок к развитию

Потребность же Екатеринбурга, по оценкам консалтинговой компании «Делойт энд Туш», — не менее 1,2 миллиона квадратных метров причем особенно остро не хватает складов международного класса. Их в городе всего около 25 тысяч «квадратов». Но именно они нужны крупным логистическим компаниям. Так что этот дефицит может стать катализатором интенсивного строительства складов международного класса. Если у международных логистических компаний появятся склады в Екатеринбурге, то сюда пойдут грузы для Урала. Этому будет способствовать и продление международного транспортного коридора № 2, и развитие торговых связей с Китаем и странами Юго-Восточной Азии.

Транспортно-логисгические проблемы и должен решить стратегический проект, который обсуждался на Программном совете. Интерес к нему за последние два года вырос, и о своем участии в его реализации

заявили компании ЕАМТЛЦ, НЛК, Стройкомплект, РЛС, Востокнефтегазстройкомплект, Юниленд, Франс Маас. И наличие такого проекта, надо думать, привлечет и другие крупные компании.

В мировой практике свои склады логистические компании размещают на одной территории. Это — логистические центры, занимающие от 50 до 100 гектаров. В Екатеринбурге предполагается построить несколько таких центров. Пилотный проект предусматривает проектирование, строительство и развитие инженерной инфраструктуры транспортно-логистического центра (ТЛЦ) в северо-западной части города в районе станции Гипсовая.

Участок в 50 гектаров примыкает к действующему контейнерному терминалу. Это позволит сконцентрировать грузопотоки и уменьшить стоимость строительства за счет использования существующего путевого хозяйства. Участок ограничен с одной стороны федеральной дорогой Екатеринбург—Серов, а с другой имеет выход на магистральные улицы города. Горожане, забиравшие хоть раз контейнеры с домашним скарбом с этой площадки, знают, сколь узок и неудобен этот выход.

Строительство ТЛЦ «Гипсовая» позволит «расшить» узкие места в дорожной сети. Будет развиваться и сопутствующая инфраструктура — АЗС, автотранспортные предприятия, сервисные центры. Намечено размещение таможенного терминала. Бизнес-план развития ТЛЦ «Гипсовая» предусматривает строительство к 2010 году 250 тысяч квадратных метров складов международного класса. Скорейшая реализация пилотного проекта откроет все преимущества логистического бизнеса.

Вторая часть стратегического проекта предусматривает проектирование и строительство ТЛЦ в юго-восточной части Екатеринбурга, в районе станции Раздельная. Недалеко — аэропорт Кольцове, который в перспективе должен стать одним из семи крупнейших международных аэропортов России, и ТЛЦ «Раздельная» будет ориентирован на хранение и переработку авиационных грузов. С 2010 по 2015 год здесь предполагается построить комплекс складских помещений площадью около 400 тысяч квадратных метров. Намечается строительство ТЛЦ также на восточном и западном направлениях.

Исключить темные пятна

Глава города Аркадий Чернецкий внимательно слушал докладчиков, а потом сказал, что стратегический проект ему нравится, но в то же время остудил пыл ораторов. Если вы, мол, представляете проект «Система...», то надо исключить все темные пятна. Проект — документ прямого конкретного действия. Если в нем пока ничего не говорится конкретного о ТЛЦ на южном, западном и восточном направлениях, если строить их будут позже, то сейчас надо хотя бы зарезервировать для них площадки. Чернецкий попросил разработчиков сделать анализ этих площадок: «Только без фантазий!» Если хотим иметь к 2010 году по 310 «квадратов» складов на тысячу жителей Екатеринбурга (хорошая цифра!), что означает 400 тысяч в сумме, то надо уже сейчас знать, где это можно построить. «Считайте и пишите реальные цифры», — предупредил Чернецкий разработчиков.

Не обошел стороной глава города и пилотный проект — ТЛЦ

«Гипсовая». Разработчики долго топчутся на месте, а конкретных действий по привлечению инвесторов, началу проектирования и строительства ТЛЦ не предпринимают. Расхлябанность в сроках настораживает, и глава города признал необходимым создание руководящего органа и подготовку инвестиционного меморандума. Чего хотим, что ожидаем получить? Если мы хотим повернуть товаропотоки в сторону Екатеринбурга, то нужно ускоренными темпами создавать материальную базу, современные складские объекты, которых в городе нет. Чернецкий предостерег от строительства однотипных складов, так как преимущества городу даст только наличие складов всех типов одновременно. И администрация города должна координировать этот процесс. Своевременное развитие современной транспортно-логистической инфраструктуры принесет городу дополнительные рабочие места, налоги и, что не менее важно, имидж, а с ним и грузовые потоки.


Другие материалы по теме: