«Областная газета» и Татьяна Мостон: «Железный дворник: мал, да удал»

2 декабря 2004 (13:02)

Пока все жители области спокойно спали, занимались своими делами, в России готовилась коммунальная революция. И вот вчера, 1 декабря, она свершилась!

Произошло это на машиностроительном заводе имени Калинина (ЗиКе) в Екатеринбурге. Здесь представили новую вакуумную подметально-уборочную машину МК-1500. В России подобная еще не выпускалась. Импортные аналоги стоят раза в два-три дороже. А по техническим характеристикам наша не уступает иностранным ни в чем. Даже производительность та же - убирает 15 тысяч квадратных метров площади в час.

Подметальные машины мы на улицах городов видели, да и поливальные - тоже. Что же революционного в МК-1500? Новшество в том, что за щетками, чистящими дорогу, расположен гигантский пылесос, всасывающий не только пыль и грязь, но даже бутылки и камни. Ширина «проглота» - 1,1 метра (у немецкой машины - всего 0,6 метра). При этом габариты новой машины почти такие же, как у импортной, -1,3 метра в ширину и 2,2 в высоту. Такая стройность позволяет этой труженице прибирать на дороге, не создавая помех автотранспорту.

Мусор, попадая в закрытый кузов, смачивается водой, поэтому вокруг машины пыль столбом не стоит. Она спокойнехонько лежит в бункере. Конечно, борьба с городской грязью - самая главная задача новинки, но этим ее возможности не исчерпываются. Готовятся 13 приспособлений, которые расширят поле ее деятельности: подборщик мусора из урн и труднодоступных мест (всасывающий шланг диаметром 20 сантиметров и около пяти метров в длину), лотковая щетка, сметающая мусор с тротуара на дорогу, где уже его всасывает пылесос, поливочно-моющее оборудование, снегоочиститель, распределитель песка и соли в гололед и самосвальный кузов. А, кроме того, директор завода Николай Клейн заверил всех, кто собрался на презентации машины, что в скором времени она сможет подрезать кусты и даже лампочки вкручивать.

Зная научный потенциал уральских конструкторов, в этом никто и не подумал сомневаться. Более 10 предприятий страны брались за разработку такой машины, в том числе в Смоленске, Арзамасе, Санкт-Петербурге, Москве, но так и не смогли довести ее до логического конца. Или до логического начала - до серийного выпуска машины. Это сделали только на ЗиКе. Николай Владимирович поделился, что пока процессия, состоящая из мэров городов УрФО, представителей заводов, прессы, во главе с губернатором и министром промышленности В.Молчановым, передвигалась из цеха, где проходила демонстрация машины, в зал заседаний, многие градоначальники подходили к нему и спрашивали, когда можно будет купить МК-1500.

—В первую очередь такой техникой снабдим нашу область, затем - Уральский округ и только потом будем продавать в другие регионы, — заявил Николай Клейн.— Но по одной машине в самые крупные города дадим для рекламы. В апреле перейдем к серийному выпуску машин. Сколько сможем изготовить? До 500 штук в год. Думали, 100, но сейчас смотрим по заказам, что сотни не хватит.

Эдуард Россель, не присутствовавший, а активно участвовавший в презентации (в толпе кто-то сказал: "Спорим, за руль сядет, ему

не слабо"), поблагодарил всех, кто участвовал в создании машины:

—Почти все города грязные. Мы тратим очень много средств на уборку, на дворников, а толку мало. Эта машина - своеобразная революция, и не только в коммунальном хозяйстве. У нас такие огромные заводы, что по территории занимают целые микрорайоны, им тоже нужны эти машины для уборки. А сделана она здорово.

Губернатор напомнил всем собравшимся на совещании мэрам, что чисто там, где не мусорят, и призвал строже следить за грузовиками, которые перевозят по городу сыпучие материалы, бетон, едут со стройки с грязными колесами, указал на такие случаи си-

девшему рядом мэру Екатеринбурга Аркадию Чернецкому. Далее Эдуард Эргартович добавил:

—Мы должны сделать все, чтобы поднять машиностроение. Металлургический комплекс области работает стабильно, план технического перевооружения, рассчитанный на 15 лет, перевыполняется. Вторая по значимости отрасль - это машиностроение. В России вопрос с уборочными машинами пока не решен, и мы должны этот рынок захватить. Подготовим письма для всех руководителей 89 регионов с приложением проспекта машины. Так мы сделали по Уральскому приборостроительному заводу: все больницы области оснащаем приборами УЗИ, которые начали выпускать

на этом предприятии, взяли уже 40 комплектов, еще 30 возьмем в декабре, написали письма главам регионов и уже сформировали заказ на следующий год.

Давайте так же поступим и с новыми коммунальными машинами, чтобы поддержать завод на первых порах - каждый из 50 городов возьмет по две машины, вот уже сто, да заводы закажут. Сейчас наша основная забота - оживить машиностроение. В области мы начали выпускать трамваи, погрузчики, экскаваторы. Новые тракторы Уралвагонзавод запустил в серию. Разрабатываем грузовой электровоз -это тоже колоссальная загрузка предприятий с точки зрения комплектации. У нас не решены еще вопросы производства бурильных установок, грейдеров, кранов, катков, установок для асфальтирования дорог. Все это покупаем за границей. Неужели мы это не можем делать сами? У нас же конструкторы сильнее. Интеллектуальный потенциал в машиностроении очень высок.

—Уже нужно думать над совершенствованием новой машины, — обратился Россель к заводчанам, — чтобы, если у нее появятся конкуренты, уметь им противостоять.

Итак, коммунальная революция свершилась! Российские города с каждым годом будут становиться все чище, и начнется это очищение с нашей области!


Другие материалы по теме: