«Уральский рабочий» интересуется: «Кто «нелегалам» товарищ»

7 декабря 2004 (13:06)

В поселке Кольцова хотят устроить «Егоршино для иммигрантов». Ограда и «колючка» уже есть.

Как известно, Государственная Дума приняла поправки в федеральное миграционное законодательство, в частности, резко увеличив сумму штрафов за отсутствие регистрации мигрантов. Представители национальных диаспор в Свердловской области прокомментировали эти новшества так: кнут удлинили, а проблем, которые заключаются в сложности получения разрешения на регистрацию, не убавили.

Я виноват уж тем, что хочется мне кушать, — эта крыловская строчка вполне характеризует положение в нашей стране многих «нелегалов» из стран ближнего зарубежья, ищущих в России работу, причем буквально за кусок хлеба. Слово «нелегалы» не по ошибке взято здесь в кавычки. Сегодня все жители СНГ, кроме Грузии и Туркмении,

въезжают в Россию без визы, так что им вовсе не требуется переходить российские границы под покровом ночи. Въезжая в страну легально, подавляющее большинство мигрантов имеет одну цель — стать здесь, как ни обидно это звучит, дешевой рабочей силой. И уже на этой стороне сталкивается с нашими законами и нашей бюрократией — двумя вещами, никак не желающими работать в согласии.

Руководитель свердловской общины таджиков Фарух Мирзоев уверен:

— Нелегалами людей делают искусственно, буквально не давая им времени пройти все инстанции, которые нужно пройти, чтобы получить разрешение на регистрацию. Представьте только: у человека, оказавшегося в незнакомом городе, есть всего трое суток. За это время он должен найти людей, которые согласятся предоставить ему угол для проживания и тут же всей семьей прийти с ним в паспортный стол, чтобы подтвердить свое согласие; заплатить госпошлину, пройти медицинский осмотр, «откатать» отпечатки пальцев, и это все — параллельно с поисками работы. Пройти до двадцати инстанций в такой ограниченный срок практически невозможно, и если ты не волшебник, то через три дня по приезде в Россию становишься нелегалом.

Поскольку российские законодатели в течение времени лишь «удлиняют кнут», не заботясь по существу о наведении порядка в миграционной политике, у лидеров национальных общин в Свердловской области возникла идея создать общественную организацию, которая облегчила бы имммигрантам из бывших советских республик процедуру легализации и трудоустройства.

— Мы задумали организовать городок, в котором прибывающие в Екатеринбург гастарбайтеры могли бы иметь временный приют и проходить все процедуры по регистрации «в одном окне», — рассказывает лидер местной общины армян Михаил Мнаян. Планировалось развивать в республиках информационную сеть о вакансиях на уральском рынке труда, и работодатели в соответствии с поданными заявками на специалистов вели бы здесь отбор работников для своих предприятий с обязательным предоставлением гарантий законности трудоустройства. Председатель областного правительства поддержал нашу идею и привлек для ее реализации министерства социальной защиты и госимущества. Совещания и согласования длились целый гол и, наконец, несмотря на противодействие миграционной и паспортно-визовой служб, было решено задействовать под городок для иммигрантов бывший военный городок по улице Горнистов, 15, в поселке Кольцове.

Но, одобрив «кольцовский» вариант городка по типу «Егоршино для иммигрантов», власти отмели идею общественной организации. А вместо этого возникло государственное унитарное предприятие «Миграционный центр», которому и поручено доводить до логического завершения проект лидеров местных национальных общин.

На обустройство городка для иммигрантов областное правительство, по сведениям Мнаяна, уже выделило 1,5 млн. руб. Дальнейшее Михаилу Амаяковичу видится таким:

— Выделенных денег, как водится, окажется недостаточно, а река поступлений из областного бюджета в конце концов иссякнет. И дело замрет по банальной причине «недостаточности финансирования». Тем более что в реализации проекта задействованы чиновничьи структуры вроде милиции и управления по делам миграции, которым цивилизованная миграционная политика как раз не очень-то и на руку. Поэтому я считаю, что проект должен осуществляться общественной организацией на основе

некоммерческого партнерства национальных диаспор, к представителям которых у иммигрантов намного больше доверия, чем к чиновникам.

Сходное мнение высказал на недавней пресс-конференции сотрудник аппарата уполномоченного по правам человека в Свердловской области Владимир Попов:

— Я бы отдал этот объект в ведение национальных общин, чтобы он был негосударственным учреждением. Ведь на то, что у нас создает государство, надо смотреть очень пристально. А в данном случае общественный контроль совершенно необходим.

Подъезжая в Кольцово к объекту на улице Горнистов, 15, мы ожидали увидеть стройплощадку, а обнаружили только забор. Любые наши попытки заглянуть внутрь исключали позванивающие на ветру кольца колючей проволоки. Что ж, учреждению с такой защитой никакой общественный контроль не страшен.


Другие материалы по теме: