«Уральский рабочий» и Елена Мационг: «Спасительная подземка»

24 декабря 2004 (13:18)

Когда в Екатеринбурге откроют следующую станцию метро?

Не так давно журналисты одной из местных газет провели мини-исследование, обратились к горожанам с единственным вопросом: как сократить число автомобильных пробок в Екатеринбурге? В ответ одни предлагали строить побольше дорог, вторые — увеличить стоимость бензина, третьи — уменьшить количество машин, ну а самые разумные — пустить поскорее хотя бы еще одну нитку метро.

И в самом деле, без метро город задыхается, по ветке из семи станций, работающих сегодня, перевозится ежедневно до 150 тысяч человек. Один только пуск дополнительной станции метро «Геологическая» увеличил пассажиропоток сразу почти на треть. Кстати, первые поезда от площади 1905 года до цирка пошли, если помните, как раз под Новый год, два года назад. С тех пор город находится в томительном ожидании, все ломают голову, а когда же метро двинется дальше, когда же, наконец, пустят следующую станцию — «Чкаловская». Об этом мы беседуем с директором екатеринбургского метрополитена Иваном Титовым.

— Иван Александрович, если представить, что все будет развиваться идеально — и денег на строительство метро будут давать сколько нужно, и технических сбоев не возникнет, когда наконец можно будет проехать от цирка до Южного автовокзала на метро?

— Думаю, года через четыре можно было бы пустить поезда до следующей станции. Но, как вы сами понимаете, условия от идеальных далеки, а потому и строить прогнозы, когда откроется следующая станция, — дело неблагодарное. Чтобы пустить новую ветку, а мы планируем открыть одновременно сразу две станции — Чкаловскую и Ботаническую — нужно вложить порядка семи миллиардов 800 миллионов рублей. Не думаю, что нам эти деньги будут приносить на блюдечке ровно в срок. По крайней мере, в 2005 году мы должны получить на все про все 260 миллионов рублей.

Но я все же накануне праздников не хочу портить настроение ни себе, ни читателям — все равно строиться метро будет, поскольку — ну нет у нас другого пути, другой альтернативы решить транспортную проблему в городе. Нас не спасут даже многоэтажные эстакады, как в Шанхае, — в Екатеринбурге совершенно другие условия, не поможет и монорельсовая дорога, о которой иногда любят красиво помечтать. Мы живем в суровом по климатическим условиям большом промышленном городе, и снизить огромное количество пассажиров, толкущихся сейчас в наземном транспорте, может только метро. Вот я на днях проехал на трамвае из центра города до Вторчермета, и в очередной раз поразился, насколько переполненным идет транспорт. Причем была суббота, а что творится в будни?

— Одно время СМИ наперебой ерничали, мол, наше метро самое короткое в мире, я чуть ли не в Книгу рекордов Гиннесса по этому поводу занесено. Это правда?

— Я, если честно, уже и говорить на эту тему устал. Если бы взять и подать иск в суд на журналистов, распространявших эту нелепицу, можно было бы без труда его выиграть. В Днепропетровске, например, метро и по числу станций, и по протяженности куда меньше нашего. Но дело даже не в этом. Байка про самое короткое метро родилась в свое время незадолго до выборов, когда просто принято было порочить все, что есть в городе, даже метро.

— А последнюю информацию, которую распространяли практически все СМИ на прошлой неделе, как можете оценить?

— Это вы ажиотаж вокруг жетонов имеете в виду? Так не было никого ажиотажа — немного больше обычного их стали скупать как раз после того, как об этом сообщили журналисты. На самом деле я ничего страшного в этом не вижу. Все равно жетоны вернутся к нам, никуда они не денутся, и общей картины это никак не меняет. Вот, к примеру, говорят, в Питере дают по два жетона в руки, но, уверяю вас, мы никогда на такое не пойдем, поскольку это только подстегнет нездоровый спрос.

— Но все-таки повышение оплаты за проезд после праздников будет или нет? Ведь слухи о скупке жетонов наверняка неспроста пошли.

— Сразу с нового года повышения не будет, но все же оно планируется. На днях мы подали все необходимые документы для этого, но заявку рассмотрят только через сорок дней, так что в лучшем случае цены за проезд увеличим где-то с февраля — до семи рублей. Кстати, стоимость проезда в метро никогда не окупалась за счет продажи жетонов. Себестоимость составляет сейчас примерно восемь рублей, а никак не пять. С нового года, после очередного витка цен, реальная цена проезда будет уже все десять рублей. Так что повышение — не прихоть, вынужденная мера.

—Иван Александрович, и самый больной, наверное, на сегодня вопрос — будут ли пенсионеров после праздников возить в метро бесплатно, ведь в связи с монетизацией условия проезда практически всюду меняются?

— Если честно, проблемы в связи с монетизацией действительно возникают. Но мы, конечно, пенсионеров перевозить планируем бесплатно. Так решил муниципалитет, и мы ослушаться не можем, никуда как говорится, не денемся. Но, поймите, механизм финансирования этого так до конца и не определен. Я вот на днях специально звонил коллегам в Новосибирск, там отвечают, что без денег возить пенсионеров в метро не будут. То есть каждый город и даже каждое предприятие общественного транспорта решает для себя самостоятельно, как ему поступить. Но у нас, могу успокоить пенсионеров, новогодних «сюрпризов» не будет. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить всех читателей «Уральского рабочего» и пассажиров метро с наступающим Новым годом.


Другие материалы по теме: