«КоммерсантЪ-Урал» и Мария Черкасова: «Калина» украсит российский рынок немецкой косметикой

29 декабря 2004 (12:42)

Генеральный директор «Калины» Тимур Горяев присмотрел в Германии новый актив.

Вчера руководство ОАО «Концерн «Калина» объявило о намерении купить блокпакет акций немецкой компании Dr. Scheller Cosmetics AG. Сумма сделки составит около 8 млн евро. По мнению аналитиков, выгода от этой сделки очевидна: «Калина» дополнит свой ассортимент декоративной косметикой класса mass market и косметикой по уходу за кожей класса premium, а ее немецкий партнер увеличит свою долю на отечественном рынке за счет российского дистрибьютора.

В связи с этой тенденцией рынком заинтересовался и парфюмерно-косметический концерн «Калина», который до последнего времени практически не занимался производством и продажами этого вида продукции. Однако вместо стандартного механизма по продвижению нового товара под собственным брендом «Калина» решила начать с реализации всемирно известного декора марки Manhattan (косметика класса mass market) и косметики по уходу за кожей Apotheker Scheller (класс premium). При этом концерн станет не просто дистрибьютором, но и совладельцем компании, производящей продукцию под этими брендами, — Dr. Scheller Cosmetics AG.

ОАО «Концерн «Калина» — крупный производитель отечественной парфюмерии и косметики. В его состав входят головное предприятие в Екатеринбурге (бывшие «Уральские самоцветы»), Омский завод синтетических моющих средств, дочерние предприятия «Паллада — Украина», ООО «Новопласт» (Екатеринбург), Kalina Overseas Holding B.V. (Нидерланды). Выручка концерна за 9 мес. 2004 г. по российским стандартам отчетности составила 3,7 млн. руб., валовая прибыль – 1,8 млрд. руб. 51% акций принадлежит генеральному директору Тимуру Горяеву, около 10% – ЕБРР.

Как отмечают аналитики, на сегодняшний день отечественный рынок декоративной косметики средней ценовой категории очень привлекателен для бизнеса, как отечественного, так и зарубежного. Согласно исследованиям специалистов экспомедиагруппы «Старая Крепость», его ежегодный рост составляет 15 – 20%, объем продаж в прошлом году составил более $ 5 млрд., потенциал роста – $ 14–16 млрд.

Вчера директор по экономике и финансам «Калины» Александр Петров сообщил «Ъ», что совет директоров концерна принял решение сделать публичное предложение всем акционерам немецкого производителя косметики Dr. Scheller Cosmetics AG о покупке акций компании. Одним из условий этого предложения является покупка «Калиной» не менее 21% ценных бумаг Dr. Scheller Cosmetics AG. Кроме того, уже заключен опцион с совладельцем Dr. Scheller Cosmetics AG Хансом Ульрихом Шеллером о приобретении еще 9%. После завершения сделки, которую предполагается закрыть в первом квартале 2005 года, «Калина» сможет сосредоточить блокирующий пакет Dr. Scheller Cosmetics. Сумма сделки составляет около 8 млн евро.

Как пояснил господин Петров, «Калина» не случайно выбрала в качестве партнера немецкую компанию. «Мы целенаправленно искали компанию с такими брендами, продвижение которых через нашу дилерскую сеть (у компании 190 диллеров) позволит дать максимально положительный эффект», — пояснил он.

Компания Dr. Scheller Cosmetics AG (г. Эйслинген, Германия) основана в 1944 году. По данным «Ъ», 60,5% акций принадлежит ее основателям – братьям Александру и Ульриху Шеллер, 39,5% находится в свободном обращении (free fload). В 2003 финансовом году консолидированная выручка компании составила 76,6 млн. евро, EBITDA – 2,2 млн. евро, чистый убыток – 2,5 млн. евро. 58,1% продукции Scheller продается в Германии, 18,6% — в странах – членах Евросоюза и странах – кандидатах на вступление в ЕС.

Опрошенные «Ъ» аналитики говорят, что это первая в истории российского рынка косметики сделка по приобретению российским производителем прав эксклюзивного дистрибьютора зарубежной компании путем вхождения в ее капитал. Аналитик UFG Алексей Кривошапко предположил, что организация производства собственного декора и раскрутка нового бренда до уровня узнаваемости Manhattan могла обойтись «Калине» дороже 8 млн. евро. По данным независимого агентства «Комкон», спонтанная узнаваемость бренда Manhattan в России в 1 квартале 2004 года составила 8,1%. Очевидна и выгода компании Dr. Scheller Cosmetics AG: она получает развитую инфраструктуру «Калины». «Я думаю, что за счет этой сделки уровень продаж немецкой компании вырастет в 3 – 4 раза», — говорит Алексей Кривошапко. Сейчас объем продаж косметики Manhattan в России составляет около 2 млн. евро.

Подобная дифференциация структуры продаж особенно актуальна для Dr. Scheller Cosmetics AG из-за снижения темпов развития европейских рынков косметики.

По данным компании «Старая Крепость», из-за насыщенности рынка в Германии объем продаж косметики в 2004 году упал по сравнению с предыдущим на 1%, кроме того, замедлились темпы роста продаж во Франции и Италии. Это непосредственно отразилось на бизнесе Dr. Scheller Cosmetics: согласно официальной отчетности компании ее убытки за прошлый год составили 2,5 млн. евро.


Другие материалы по теме: