Активы управляющих компаний по итогам 11 месяцев 2004 года снижаются

17 января 2005 (08:57)

По итогам деятельности управляющих компаний в ноябре общая тенденция к росту показателей нарушилась. Как показывает составленный НЛУ рейтинг управляющих компаний на рынке ПИФов на 30 ноября 2004 г., большинство компаний снизили размер активов, находящихся под их управлением.

Суммарная стоимость чистых активов под управлением УК составила по итогам 11 месяцев 2004 года 107,7 млрд. руб.; снижение по сравнению с октябрем составило около 0,2% (-211,1 млн. руб.). Чистые активы по итогам ноября смогли увеличить очень немногие, в то время как у большинства компаний наблюдалось уменьшение объема активов под управлением. Наибольшее снижение произошло у компании «УРАЛСИБ», стоимость чистых активов которой в ноябре снизилась на 464,3 млн. руб., до уровня конца сентября 2004г. Как следствие, на 0,4% уменьшилась доля УК «УРАЛСИБ» на рынке ПИФов. Далее следуют УК «Менеджмент-Центр» (- $ 257,9 млн.), УК «ПиоГлобал Эссет Менеджмент» (- 114,3 млн. руб.), УК «НационалЪ» (- 95,1 млн. руб.), УК «Менеджмент-Консалтинг» (- 54,5 млн. руб.).

Складывающаяся ситуация на фондовом рынке позволяет сделать вывод о том, что снижение стоимости активов УК определялось в основном инвестиционным результатом. По итогам ноября индекс РТС снизился на 5,4%, индекс ММВБ уменьшился за аналогичный период на 9,8%. В частности, по словам аналитиков УК «УРАЛСИБ», в середине ноября стоимость паев фондов акций (ЛУКойл Фонд Первый, фонд Отраслевых инвестиций и Фонд Перспективных вложений) упала вслед за рынком. Основной негативный вклад в динамику стоимости портфелей внесли акции «Транснефти». По итогам декабря можно ожидать дальнейшего снижения показателей без резких изменений структуры рынка коллективных инвестиций.

Необходимо отметить также сохраняющуюся высокую степень концентрированности активов у относительно небольшого количества управляющих компаний. Более 80 млрд. руб., по данным НЛУ на 30 ноября 2004 г., находятся под управлением пяти управляющих (около 75% всего рынка ПИФов). Наибольшая доля на рынке ПИФов принадлежит УК «Менеджмент-Центр» (30,65%), далее следуют УК «Менеджмент-Консалтинг» (15,97%), УК «УРАЛСИБ» (12,82%), УК «НИКойл–Сбережения» (9,85%) и УК «Интерфин КАПИТАЛ» (5,25%).

По итогам ноября на рынке коллективных инвестиций можно отметить рост количества управляющих компаний. Аналогичная тенденция наблюдается в течение всего года: только за 9 месяцев 2004 г. было зарегистрировано 38 компаний. Для России такое направление как коллективные инвестиции фактически существует менее 10 лет (ПИФы как форма инвестиций существуют с 1996 г). Как любое новое направление деятельности с конкурентной средой, этот бизнес несет в себе сразу и широкие возможности, и неожиданные подводные камни. С одной стороны, сейчас условия для работы компаний весьма благоприятны – на данный момент не высока концентрация на этом рынке в силу того, что стратегии деятельности компаний подразумевают совершенно разную целевую аудиторию. В каждой подкатегории существует набор конкурирующих компаний, чье число хоть и увеличивается, однако не так быстро, чтобы можно было говорить о перенасыщении или хотя бы насыщении рынка услугами. При этом стоит отметить тот факт, что в российских условиях сложно быть частным мелким инвестором, а значит, и спрос на такого рода услуги весьма переменчив.

На данный момент существует мало общедоступных возможностей для инвестирования в фондовый рынок. Как правило, выход на РЦБ требует не только осведомленности в процессе, но и большого объема средств. Тем самым ПИФы являются во многом уникальным средством инвестирования. При этом естественно, что какие-то направления работы фондов развиты лучше, и конкуренция здесь более высокая. Какие-то – меньше, и там еще предстоит найти свою нишу многим компаниям. В первую очередь, причины такого неравномерного развития кроются в молодости рынка, самих компаний и нюансов законодательной базы. Последняя причина особенно актуальна, так как именно госрегулирование является основным стимулом развития в условиях сложившейся экономико-политической ситуации в России. Например, законодательство сделало возможным вкладываться посредством ПИФов в недвижимость, финансировать какие-либо специальные проекты, однако при этом налоговое законодательство настолько противоречиво, что этот инструмент пока остается желанным, но сложно достижимым направлением развития. При этом розничный рынок ПИФов на данный момент достаточно насыщен предлагаемыми услугами. При этом следует отметить, что появление новых розничных ПИФов не является необходимостью на данный момент. Ситуация складывается таким образом, что за те, прямо скажем, небольшие средства, которые могут попасть на рынок, уже ведется достойная борьба.

Фактически данный этап развития уже переходит в плоскость борьбы УК за привлечение внимания со стороны потенциальных инвесторов и борьбы не только за тех клиентов, которые самостоятельно выбрали путь коллективных инвестиций, но и за потенциального клиента и привлечение внимания к рынку в целом. На данном этапе доверие потенциальных клиентов к рынку крайне невысоко. Однако, не смотря на этот факт, для развития компании необходимо иметь данный инструмент в своей линейке услуг, так как ситуация будет меняться с течением времени и те, кто не успеет создать ПИФ сейчас и приобрести опыт, потом затратят гораздо большие усилия на его приобретение в условиях жестокой конкуренции.


Другие материалы по теме: