Эдуард Россель: Главная задача на 2005 год – рост уровня жизни населения

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает губернатор Свердловской области Эдуард Россель.

Эдуард Эргартович, каковы общие итоги экономической жизни Свердловской области в 2004 году?

– Непрерывный динамичный рост экономики мы наблюдаем начиная с 2000 года. Все это время по основным показателям мы занимаем лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации.

Особую роль в экономике, конечно же, продолжает играть промышленный комплекс. По объему промышленного производства область устойчиво занимает третье место по России, уступая только Тюменской области (с автономными округами) и Москве. Общий объем промышленного производства Свердловской области в 2004 году составил порядка 390-400 миллиардов рублей, что в текущих ценах на 26-29% выше уровня 2003 года. Физические объемы производства за год выросли на 109-109,5%. Это общий показатель, предприятия цветной металлургии и легкой промышленности развиваются еще более высокими темпами.

Последние пять лет в области наблюдается стабильный рост инвестиционной активности. В 2004 году объем направленных в экономику и социальную сферу инвестиций составил порядка 65-70 миллиардов рублей, что в сопоставимых ценах на 20-22% выше уровня 2003 года. По общему объему инвестиций область занимает 7 место среди субъектов Федерации.

Основной причиной роста инвестиций мы считаем улучшение финансовых показателей работы хозяйствующих субъектов. В 2004 году чистая прибыль крупных и средних предприятий области составила порядка 54-56 миллиардов рублей, что в 1,8-1,9 раза выше уровня 2003 года. Растет число прибыльных предприятий: если в 2003 году убыточно работали свыше 45% общего числа учитываемых крупных и средних организаций, то в 2004 году – чуть более 40%.

Экономический рост сказывается на уровне жизни населения области: его реальные денежные доходы в 2004 году возрасли на 10-11%. Средняя заработная плата в декабре 2004 года составила 8750 рублей, что на 21% выше уровня декабря 2003 года. Рост зарплаты обусловлен, в том числе, и ростом оплаты труда работников бюджетной сферы: их оклады в течение года были увеличены в 1,2 раза (в 1,1 раза с 1 июля и в 1,1 раза – с 1 октября). Следует отметить, что на уровне Федерации такого повышения зарплаты проведено не было.

Благодаря совместным усилиям исполнительных органов государственной власти области, Федерации профсоюзов, Союза местных властей, Союза промышленников и предпринимателей в области в 2,7 раза снижен объем задолженности по выплате заработной платы перед работниками. Если на начало 2004 года задолженность составляла 826,6 миллиона рублей, то на конец года мы ее оцениваем в объеме 310-320 миллионов рублей.

Как следствие повышения жизненного уровня населения сохраняются высокие темпы развития потребительского рынка области: в 2004 году оборот розничной торговли составил порядка 170-175 миллиардов рублей, что в сопоставимой оценке на 15-16% выше уровня 2003 года. По объему оборота розничной торговли Свердловская область устойчиво занимает 6 место среди субъектов Федерации.

– Какие проекты, осуществленные в 2004 году, можно выделить в качестве особо значимых?

– Ежегодно Правительство области утверждает перечень важнейших объектов технического и технологического перевооружения, реконструкции и строек. Если в 2003 году этот перечень включал 134 проекта с объемом финансирования 10,5 миллиарда рублей, то в 2004 году было включено уже 193 проекта с объемом инвестиций 14,7 миллиарда рублей. Следует отметить, что 66,2% инвестиций освоено в металлургическом комплексе.

Из 193 объектов, включенных в перечень, 110 объектов с общей стоимостью 17,5 миллиарда рублей полностью завершены в 2004 году. Среди них в первую очередь следует отметить пуск машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) №4 и реконструкцию доменной печи № 6 на НТМК; модернизацию линии по изготовлению обсадных труб для Газпрома на Синарском трубном заводе; реконструкцию электролизного производства на УАЗе; на ВСМПО завершена установка печи плазменного переплава. Аналогичные мероприятия осуществляются и в других отраслях промышленности.

На строительстве объектов социальной сферы в этом году освоено 2,2 миллиарда рублей. Так, мы ввели детский сад в г. Каменск-Уральском на 95 мест; пристрой к родильному дому в г. Каменск-Уральском на 44 койки; пусковой комплекс школы в г. Красноуральске на 425 мест; пристрой к зданию НПО «Особый ребенок» (г. Екатеринбург) для детей, страдающих церебральным параличом; завершено строительство молодежного центра в селе Байкалово. За год в области было построено 300 километров магистральных газопроводов. Газ пришел в Тавду, Ирбит, Алапаевский район, начато строительство газопровода к Туринску.

Одним из приоритетов социальной политики для нас является жилищное строительство. В 2004 году в области введено в эксплуатацию 850 тысяч квадратных метров жилых площадей, что составляет 109,1% к уровню 2003 года.

Как складывается в Свердловской области инвестиционная ситуация?

– В 2003 году инвестиции в основной капитал предприятий области составили 51,5 миллиарда рублей. В 2004 году объем направленных в экономику и социальную сферу инвестиций составил порядка 65-70 миллиардов рублей, что на 20-22% выше уровня 2003 года. По итогам прошедшего года, 58% инвестиций было осуществлено за счет собственных средств предприятий, 42% – за счет заемных средств.

Важная роль в удовлетворении потребности области в финансовых ресурсах отводится иностранным инвесторам. Сегодня основными секторами, привлекающими иностранные инвестиции, являются черная и цветная металлургии. Превышающие темпы физических объемов производства и высокие объемы экспортной выручки позволили предприятиям металлургического комплекса начать обновление основных фондов. В 2003 году доля иностранных инвестиций, направленных в цветную металлургию, составила 85,4%, в черную – 10,8%.

Для улучшения инвестиционного климата в области проведена кадастровая оценка земель, разработан механизм предоставления бюджетных кредитов, используются такие формы поддержки предприятий как предоставление налогового инвестиционного кредита, государственных гарантий, поручительств малым предприятиям, формируется областной перечень важнейших объектов технического перевооружения и нового строительства.

Для преодоления преобладания капиталовложений в отрасли сырьевой направленности в области отработан механизм поддержки экономики путем разработки и реализации инвестиционных программ в отдельных отраслях промышленности. Так, например, уже действуют «Программа развития фармацевтической промышленности на 2002-2005 годы», областная инвестиционная программа «О стабилизации и развитии лесопромышленного комплекса Свердловской области на 2002-2005 годы».

Также следует отметить, что для выявления наиболее перспективных проектов на территории Свердловской области и разработки коммерчески обоснованных вариантов реализации инвестиционной политики при губернаторе создан Фонд поддержки инвестиций. Фонд – это специализированная организация, координирующая усилия исполнительной власти, банковских и предпринимательских структур по созданию благоприятных условий для иностранных и отечественных инвесторов.

В Свердловской области сформирован механизм оперативного получения информации об инвестиционных нуждах хозяйствующих субъектов. Активно и на регулярной основе ведется работа по сбору заявок и формированию реестра на русском и английском языках. В настоящий момент в реестре содержится 72 инвестиционных проекта организаций области с проработанными бизнес-планами практически во всех отраслях народнохозяйственного комплекса: в черной и цветной металлургии, машиностроении, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве.

Как развивается международное сотрудничество предприятий и хозяйствующих субъектов Свердловской области? Какое место в его развитии занимает деятельность исполнительной власти?

– Сотрудничество Свердловской области с государствами ближнего и дальнего зарубежья интенсифицируется с каждым годом. Так, в январе-октябре 2004 года внешнеторговый оборот области в текущих ценах составил 5068,6 миллиона долларов США и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 44,6%.

Для увеличения числа торговых партнеров Правительством Свердловской области последовательно осуществляются организационные мероприятия, направленные на укрепление международного авторитета и создание положительного имиджа области у иностранных партнеров.

В качестве примера реализации совместных проектов можно взять так называемый «Итальянский квартал». Совместно с бизнесменами из области Лигурия в Екатеринбурге на территории порядка 40 гектаров будет возведен коммерческий, торговый и культурный итальянский центр.

С мая 2004 года начата реализация инициированного в 2001 году Правительством Свердловской области проекта Tacis Bistro «Усовершенствование дорожно-транспортных потоков в Екатеринбурге и Свердловской области». Финансирование проекта предусмотрено из средств Европейского Союза. Данный проект является составной частью работы по реализации решения Комиссии Европейского Союза о продлении Международного транспортного коридора № 2 до Екатеринбурга.

Для оживления экономических, научных и культурных связей открываются новые международные авиарейсы. Только в 2004 году европейские авиакомпании, среди которых «British airways», Czech Airlines открыли прямые регулярные рейсы из аэропорта Кольцово в Лондон и Прагу. В рамках развития международного транспортного коридора и в соответствии с договорённостью, достигнутой на встрече Президента РФ Владимира Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шредера в октябре 2003 года, получил свое развитие и международный железнодорожный маршрут. С 16 июня 2004 года один раз в неделю стал курсировать вагон беспересадочного сообщения по маршруту Екатеринбург – Берлин.

Остается приоритетным направлением во внешней политике углубление интеграции с государствами СНГ. В 2004 году первостепенное значение уделялось реализации подписанных соглашений о сотрудничестве с Правительствами Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Азербайджанской Республики, областными государственными администрациями Украины, Акиматом города Астаны Республики Казахстан, продвижению наших товаров и оборудования на рынок Республики Таджикистан.

В Екатеринбурге действуют Генеральные консульства США, Великобритании, Чехии, Болгарии, Кыргызской Республики, представительство Посольства Монголии, отделение Посольства Республики Беларусь, торговое представительство Украины, почетное консульство Италии. В 2004 году в целях развития инфраструктуры международных и внешнеэкономических связей была проведена подготовительная работа по учреждению и аккредитации почетного консула Армении, открытию Генеральных Консульств Азербайджана, КНР, Италии и Германии.

– Как Вы оцениваете работу банковской системы Свердловской области в 2004 году? Как относитесь к приходу на Урал федеральных и зарубежных банков?

– Сейчас в Свердловской области работают самостоятельные региональные банки, филиалы банков других областей и Уральского банка Сбербанка России. С учетом филиалов и допофисов, количество точек банковского обслуживания превышает 850 единиц. Высокий инвестиционный рейтинг территории, активные меры по привлечению денежных ресурсов способствуют росту их числа: открываются новые филиалы уральских банков, приходят москвичи. Так, в течение этого года в области были открыты филиал «Росбанка», представительства «ДельтаБанка» и банка «Ренессанс Капитал». В настоящее время рассматриваются предложения об открытии филиалов банков с иностранным капиталом, таких как «Райффайзенбанк Австрия», банка Кредитования малого бизнеса (КМБ-банк). Планируют открытие филиалов Московский Банк Реконструкции и Развития, банк «АК БАРС» из Казани. Приход в нашу область новых кредитных организаций, новых ресурсов для нашей экономики – это позитивный процесс.

В целом динамика развития банковского сектора оценивается мной как положительная. За 2004 год активы банков вырасли более чем на 20%, работающие активы – на 30-50%. Совокупные активы банковского сектора Свердловской области на конец 2004 года составили примерно 180 млрд. рублей, кредитный портфель – 105 млрд. рублей, вклады населения – 55 млрд. рублей. Расширяя сферы деятельности, банковский сектор области, в первую очередь, увеличивает свои вложения в кредитование реальной экономики. У нас в области 80% всех кредитов приходится на нефинансовый сектор – то есть, фактически, вкладывается в производство. Интенсивно развивается кредитование физических лиц. За 2004 год портфель потребительских кредитов вырос более чем в два раза и превысил 17 млрд. рублей.

По расчетным данным, общий объем наличного денежного оборота, проходящего через кассы кредитных организаций и Банка России, за 2004 год вырос почти на 40%. Рост этот обеспечен увеличением доходов населения и развитием потребительского рынка. Предполагается сохранение сложившихся темпов увеличения наличного денежного оборота в 2005 году.

Рост показателей банковского сектора области в 2005 году во многом будет определяться дальнейшим продвижением реформ, завершением вступления банков в систему страхования вкладов, освоением принципов работы в рамках международных стандартов финансовой отчетности. Среди ожидаемых мероприятий – начало работы бюро кредитных историй, расширение операций по рефинансированию Банком России кредитных организаций, в том числе обеспеченных ссудными портфелями заемщиков.

В 2005 год мы смотрим с оптимизмом. Ожидается, что в среднегодовом исчислении активы могут вырасти до 210-230 млрд. рублей, кредиты предприятиям и предпринимателям – до 95-105 млрд. рублей, вклады населения – до 65 – 80 млрд. рублей.

– Каковы перспективы развития экономики области в 2005 году? Какие проекты, намеченные на реализацию в 2005 году, Вы считаете приоритетными для области?

– В целом, перспективы достаточно позитивные. Мы ожидаем дальнейшего роста экономики, в том числе за счет постепенного технического перевооружения предприятий основных отраслей промышленности, в первую очередь – металлургии. Также мы ожидаем роста наукоемких отраслей промышленности, прежде всего машиностроения.

Что касается планов, то важнейшей задачей в среднесрочном периоде для Свердловской области, как и в целом для Российской Федерации, является задача удвоения к 2010 году валового регионального продукта и преодоления бедности, поставленная Президентом Российской Федерации. Этим целям оказались полностью созвучны основные стратегические документы области: Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года и Концепция «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года», в соответствии с которыми в области реализуется социально-экономическая политика.

Итоги развития Свердловской области в последние годы подтверждают правильность выбранного курса и достоверность выбранных ориентиров. Анализ предварительных результатов социально-экономического развития области показывает, что задачи первого этапа реализации стратегических документов (2001-2005 годы) будут успешно выполнены, а по основным макроэкономическим показателям даже перевыполнены.

Что касается задач на 2005 год, то главной из них станет повышение уровня и качества жизни населения и создание всех условий для еще более динамичного развития реального сектора экономики области. В сфере социальной политики в наши первоочередные задачи входит создание условий для роста реальных доходов населения на 10-11%, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 15% до 11%, последовательное повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

В экономической сфере условием реализации наших планов по экономическому развитию региона является опережающий рост инвестиций в техническое перевооружение существующих и создание новых производств. Объем инвестиций в основной капитал в области в 2005 году планируется на уровне 75-80 млрд. рублей, с ростом к уровню 2004 года в сопоставимой оценке на 10-13%.

К наиболее крупным инвестиционным проектам, реализация которых намечена на 2005 год, можно отнести ввод в эксплуатацию единственной строящейся в России шахты «Ново-Кальинская»; продолжение работ по строительству энергоблока БН-800 на Белоярской АЭС; строительство комплекса толстолистового «Стана-5000» и трубосварочного цеха по производству труб большого диаметра в Нижнем Тагиле; реконструкцию доменной печи № 5 и нагревательных печей колесобандажного цеха на НТМК; строительство электросталеплавильного цеха № 2 и реконструкцию сортопрокатного производства на Нижнесергинском метизно-металлургическом заводе; реконструкцию и модернизацию производства на Уралвагонзаводе; создание регионального заготовительного центра на базе завода им. Калинина, организацию производства сухих строительных смесей в ОАО «Уральские строительные смеси» и ряд других проектов.

Что касается инвестиций из бюджета области, то большая их часть пойдет на финансирование газификации городов и населенных пунктов, строительство объектов отраслей социальной сферы и расширение объемов жилищного строительства.

Так, в 2005 году объем ввода жилья достигнет 1 млн. кв. метров общей площади.

В социальной сфере прогнозируется ввести в строй поликлинику областного госпиталя на 800 посещений в смену; новую школу на 260 мест вместо аварийной в п. Гагарский Белоярского района; главный корпус центральной районной больницы в г. Тавде на 197 коек; детскую поликлинику в г. Первоуральске на 240 посещений в смену; детский онкогематологический центр в г. Екатеринбурге.

Фундаментом экономического роста области является динамичное развитие промышленного комплекса области. В 2005 году объем производства промышленной продукции составит 437-442 млрд. рублей, индекс физического объема промышленного производства – 107-107,8% к уровню 2004 года. Причем более высокие темпы роста прогнозируются в инвестиционных отраслях промышленности – в машиностроении и металлообработке, промышленности стройматериалов.

Дальнейшее развитие получит малое предпринимательство области. Выпуск товаров и оказание услуг малыми предприятиями в предстоящем году составит 80-85 млрд. рублей, что в текущих ценах на 15-20% выше уровня 2004 года.

При достижении в 2005 году запланированных темпов роста, объем ВРП по сравнению с 2000 годом возрастет в 1,5 раза , объем промышленной продукции увеличится на 47,7%, инвестиции увеличатся в 2 раза. Оборот розничной торговли возрастет в 2,1 раза, номинальная начисленная заработная плата увеличится в 4 – 4,1 раза, реальная заработная плата возрастет в 2 раза.


Другие материалы по теме: