Региональный рынок пива: продолжение федеральной экспансии

Федеральные инвестиционные компании и транснациональные корпорации продолжают борьбу за контроль над региональными производителями пива.

Естественным следствием глобализации российской экономики становится концентрация производства как в экспортных отраслях промышленности, так и в отраслях, обслуживающих потребности населения страны, в частности, в пищевкусовой промышленности. Прежде всего, такая концентрация охватывает виды производств, продукция которых пользуется массовым спросом, который делает рентабельным проведение массированных рекламных и промо-акций федерального масштаба. Кроме того, концентрации производства способствует возможность длительного хранения продукции, что открывает перспективу наращивания производственных мощностей на сравнительно немногочисленной группе предприятий и дистрибуции произведенного продукта далеко за пределы региона. Вместе с тем, отсутствие такой возможности не является однозначным противопоказанием к монополизации соответствующего сегмента рынка, которая в таком случае будет происходить посредством вынесения новых производственных мощностей в регионы. В зависимости от того, какой стратегии придерживаются владельцы претендующих на монополизацию отрасли производств, региональные производители либо вытесняются с рынка и разоряются, либо переходят под контроль осуществляющих экспансию производственных групп.

Пиво

Процессы концентрации производства на российском рынке пива и их влияние на развитие соответствующих отраслей региональной промышленности интересны тем, что позволяют проследить реализацию всех отмеченных выше тенденций, причем как в успешном, так и в провальном варианте.

Действительно, 70% националь ного пивного рынка контролируется десятью компаниями, многие из которых имеют международный статус. «В России присутствуют практически все мировые производители пива – скандинавский Baltic Beverages Holding AB, норвежско-датский Carlsberg Breweries A/S, бельгийский Inbev, африканский South African Breweries (SAB Miller), голландский Heineken, британский Scottish & Newcastle», – отмечает руководитель исполнительного секретариата Союза пивоваров РФ Вячеслав Мамонтов. В частности, рыночная доля контролируемой Baltic Beverages Holding AB пивоваренной компании «Балтика» составляет около 22%, доля контролируемой Inbev в рамках стратегического партнерства с SUN Trade (International) Ltd. компании Sun Interbrew Ltd. – около16%.Среди отечественных производителей наиболее устойчивые позиции занимают казанский «Красный Восток» (7%) и московское «Очаково» (6,5%). Рынок растет, но еще быстрее растут объемы продаж его крупнейших участников – так, по итогам первых 9 месяцев 2004 года продажи Sun Interbrew Ltd. в России выросли на 26,7% при общем росте рынка на 12,6%, что увеличило рыночную долю этой компании с 14,3% до 16%. В то же время, по итогам 11 месяцев 2004 года продажи «Балтики» увеличились на 55%, в результате чего на 1 декабря прошлого года рыночная доля этой компании составляла 26,4%.

Одновременно с этим присутствие на рынке даже относительно крупных региональных производителей продолжает снижаться. Так, рыночная доля красноярского ОАО «Пикра», в конце 2003 года составлявшая 1,4%, по итогам 2004 года снизилась до 1,3%. Более впечатляющими представляются изменения в рыночных позициях ОАО «Верх-Исетский пивобезалкогольный завод» (г. Екатеринбург): по итогам 9 месяцев 2004 года падение объемов производства на данном предприятии составило 60%.

В то же время производители пива федерального значения проявляют достаточно высокий интерес к развитию здесь собственных производств. Так, уже около двух лет ведется строительство завода «Очаково» в Тюмени, руководство ООО «Пивоварня Хейнекен» ведет переговоры с руководством Свердловской области о строительстве собственного производства. Челябинский пивоваренный завод «Золотой Урал» производительностью свыше 10 миллионов декалитров в год в настоящее время входит в состав группы компаний «Вена», контролирующей более 5% национального рынка пива.

Сложности

Эксперты отмечают, что в среднесрочной (5-10 лет) перспективе шансы региональных производителей удержать финансовую независимость и долю на рынке невелики. Вместе с тем, краткосрочные перспективы региональных производителей пива могут достаточно динамично изменяться под влиянием конъюнктурных факторов, имеющих самую различную природу. Примером таких изменений может служить ситуация, возникшая вокруг одного из крупнейших региональных производителей пива, ОАО «Патра». Еще в конце 1990-х годов это предприятие попало в область бизнес-интересов Sun Interbrew, один из акционеров которой (а именно, SUN Trade), через свой кипрский оффшор Damsel Ventures Ltd. приобрел пакет акций «Патры», составивший 23,8% ее акционерного капитала. Вместе с тем, конт рольный пакет акций оставался в собственности менеджмента предприятия, который, по некоторым данным, достаточно негативно реагировал на все предложения по ведению бизнеса, вносимые представителями Sun Interbrew. Несмотря на то, что установка на ограничение влияния транснационального акционера «Патры» отражалась на динамике бизнес-процессов – в частности, на 2003 год прибыльность ОАО «Патра» была примерно в 2 раза ниже среднеотраслевых показателей – расстановка сил и приоритетов на «Патре» оставалась неизменной до середины 2004 года.

В июле 2004 года компания «Альфа-Эко» (полное название Eco Holdings Ltd.), ранее не проявлявшая интерес к инвестициям в производство пива, сумела убедить менеджмент ОАО «Патра» продать принадлежащий ему контрольный пакет акций предприятия одному из своих оффшоров, а именно Redcove Invest Ltd. Эта компания и раньше являлась одним из акционеров ОАО «Патра»: до мая 2004 года в ее собственности находилось 25,5% акций предприятия. В мае 2004 года доля Redcove в «Патре» уменьшилась до 8,5% в результате продажи 17% акций новому инвестору Ramantia Investments Ltd. Однако после покупки контрольного пакета акций «Альфа-Эко» не только удалось 20 июля 2004 года назначить на пост генерального директора ОАО «Патра» своего управляющего Андрея Малаха, но и увеличить объем принадлежащего Redcove Invest Ltd. пакета акций предприятия до 76%.

В то же время, компании «Альфа-Эко» удалось приобрести в ви де глобальных депозитарных расписок GDR 2896531 акций класса «B» самой пивоваренной компании Sun Interbrew, что составило 10,4% ее голосующих акций. Пресс-служба «Альфа-Эко» сообщила об этом 16 июля, то есть за несколько дней до перехода «Патры» в руки нового собственника. В результате этой покупки «Альфа-Эко» удалось сконцентрировать в своих руках 15,8% акций Sun Interbrew. При этом представители компании «Альфа-Эко» неоднократно заявляли, что намерены не только увеличить свой пакет акций международной пивоваренной компании, но и со временем сделать его блокирующим.

В ответ бельгийский акционер Sun Interbrew – компания Inbev – стала активно скупать акции на открытом рынке и объявила о формировании «суперпакета» из 75,5% акций холдинга.

В свою очередь, «Альфа-групп», в которую входит «Альфа-Эко», предложила присоединить ОАО «Патра» к Sun Interbrew, рассчитывая таким образом увеличить принадлежащий ей пакет акций данной компании. «Мы считаем, что есть смысл присоединить «Патру» к Interbrew, тем более что еще до нашего появления на заводе Interbrew рассматривали «Патру» как стратегический актив для последующего приобретения», – отметил председатель Совета директоров «Альфа-групп» Михаил Фридман. Он не исключил и возможность продажи «Патры» компании Interbrew.

В то же время, процесс поглощения Sun Interbrew компанией Inbev столкнулся с неожиданными трудностями, когда в начале ноября 2004 года Сафоновский городской суд признал незаконным и отменил предварительное согласие Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на продажу пакета акций Sun Interbrew, находящегося в собственности SUN Trade (International) Ltd. Формальным поводом для данного решения послужило обращение в суд некого жителя Смоленской области, который посчитал, что данное поглощение приведет к ухудшению качества пива и нанесет урон ему лично как постоянному потребителю этого пива. «Альфа-групп» тогда категорически отвергла свою причастность к решению суда.

Ситуация разрешилась в начале января текущего года: после подачи кассационной жалобы компании Inbev удалось получить разрешение на завершение сделки, и «Альфа-Эко» также согласилась продать Inbev принадлежащий ей пакет акций Sun Interbrew. В результате компании Inbev удалось приобрести 10491176 акций Sun Interbrew класса «А» (неголосующих), и 6061930 акций класса «В» (голосующих). В собственности Inbev оказалось 97,3% акций класса «В» и 98,8% акций класса «А» компании Sun Interbrew, что составляет 98,5% общего размера ее уставного капитала.

По мнению ряда наблюдателей, наибольшую выгоду данные сделки принесли компании «Альфа-Эко»: принадлежащий данной компании пакет акций Sun Interbrew, который, по мнению аналитиков, «Альфа-Эко» изначально приобрела со спекулятивными целями, удалось продать по достаточно высокой цене (204,7 миллиона евро, то есть по 26,51 евро за акцию). Кроме того, «Альфа-Эко» получила от Inbev 55 миллионов евро в обмен на отказ от дальнейшей покупки акций Sun Interbrew. Наконец, Inbev обязалась сделать все от нее зависящее для принятия на заседании Совета директоров Sun Interbrew, которое планировалось провести не позднее 21 января 2005 года, положительного решения по вопросам о передаче в пользу «Альфа-Эко» всей своей доли в «Екатеринбургской пивоваренной компании», а также о передаче в пользу «Альфа-Эко» фирмой SUN Trade (International) Ltd. всей ее доли в компании Damsel Ventures Ltd. (и, опосредованно, всего пакета акций ОАО «Патра», принадлежащего Damsel). Таким образом, ОАО «Патра», вопреки прогнозам большинства наблюдателей, не будет присоединено к Sun Interbrew и останется под контролем «Альфа-Эко».

Перспективы

Итак, сохранение, несмотря на попытки поглощения со стороны Sun Interbrew, ОАО «Патра» в качестве независимого регионального производителя лишь на первый взгляд представляется противоречащим общей тенденции концентрации мощностей по производству пива в федеральном и транснациональном масштабе. Во-первых, «Альфа-Эко» является не производственной группой, а инвестиционной компанией, и ее цель на ОАО «Патра», по мнению ряда экспертов, состоит в том, чтобы подготовить выгодную продажу предприятия, предварительно увеличив его прибыльность и объемы продаж. Как признал генеральный директор «Патры», предприятие может быть сохранено в составе «Альфа-групп» лишь в том случае, если его акции окажутся стратегически выгодным активом, подобным акциям «ВымпелКома». Малая вероятность такого сценария достаточно очевидна. Во-вторых, сохранение независимого статуса «Патры», в некотором смысле, является платой за продолжение глобализации на более высоком уровне, а именно, платой за поглощение одного из крупнейших российских производителей, Sun Interbrew, лидером мирового рынка, компанией Inbev. Наконец, отказ от присоединения ОАО «Патра» к Sun Interbrew мог быть чисто случайным: поводом для него могла стать информация о высоких рисках дальнейших инвестиций в Sun Interbrew. По некоторым данным, компании не хватает мощностей, и она начала использовать суррогатные и более быстрые технологии пивоварения. Кроме того, «Альфа-Эко» могло спровоцировать принятие поправок к закону «О рекламе», ограничивающих пивную рекламу. Дело в том, что Sun Interbrew строила свой успех на телерекламе и имела самый большой рекламный бюджет в своей отрасли: 9,5 миллиона долларов за пять месяцев 2004 года.

Впрочем, наблюдатели не исключают, что уже в ближайшее время данный инцидент, на первый взгляд, противоречащий общероссийским интеграционным тенденциям, может быть исчерпан: вполне вероятно, что уже в течение ближайших полутора лет «Альфа-Эко», сконцентрировавшая 100% акций «Патры», продаст компанию одному из крупнейших федеральных пивных холдингов.


Другие материалы по теме: