«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Правила бюджетного поведения»

17 марта 2005 (13:16)

ГОРОДСКАЯ ДУМА на этой неделе приняла отчёт об исполнении бюджета Екатеринбурга за 2004 год. Депутаты высоко оценили и качество самого отчёта, подготовленного администрацией, финансово-бюджетным управлением города, но и подтвердили верность проводимой в столице Урала бюджетной политики.


Показатели формирования городских финансов и распоряжения ими красноречивы. Доходная часть екатеринбургского бюджета превысила плановые отметки на 4,5 процента и составила более 9 миллиардов 312 миллионов рублей. Израсходовано 9 миллиардов 305 миллионов рублей — также выше плана, примерно на 0,7 процента.


При этом следует, на мой взгляд, отметить два важных момента.


Первый: выдержана социальная направленность бюджета. Почти 54 процента всех начислений пришлось на образование, ЖКХ, здравоохранение, транспорт, социальную поддержку населения и проч.


Второй: образовался даже профицит изначально дефицитного бюджета (в начале 2004 года недоставало более 500 миллионов рублей), и произошло это, по мнению независимых экспертов, благодаря действиям администрации Екатеринбурга по привлечению в городскую казну дополнительных доходов за счёт стратегического курса на повышение инвестиционной привлекательности уральской столицы; включения Екатеринбурга в выполнение федеральных программ; положительную роль сыграли открытость власти и прозрачность в ведении дел с бизнесом, что повлекло за собой снятие многих проблем со сбором налогов. Добавлю, что дополнительные доходы были направлены исключительно на социальные статьи бюджетных расходов.


В принципе, на переломе 2004—2005 годов мы объективно получили некую точку отсчёта, могущую быть ориентиром на будущее.


На протяжении нескольких лет бюджет Екатеринбурга ведётся практически с математической точностью, и прошлый финансовый год эту тенденцию закрепил. Это — с одной стороны. С другой — бюджет-2005 впервые за последнее десятилетие был сформирован и окончательно утверждён уже в январе. (Обычно, напомню, процесс составления бюджета затягивался до конца марта, и первый квартал город жил, так сказать, «по остаточному принципу»).


Опыт явно пригодится: бюджет-2006 потребует ещё большего профессионализма — в связи с вступлением в действие закона о местном самоуправлении, нового Устава Екатеринбурга, дальнейшим социально-экономическим реформированием страны etc.


В каком направлении двигаться?


Попытку ответить на этот вопрос предприняли недавно более двухсот участников Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой проблемам организации бюджетного процесса в субъектах и муниципальных образованиях России в современных условиях. Она прошла в Москве под эгидой Союза российских городов (СРГ), Центра правовой поддержки местного самоуправления и Сообщества финансистов России. Активно работали на конференции руководители и ответственные чиновники из Минфина, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития. Форум однозначно высказался за совершенствование межбюджетных отношений в пользу муниципальных образований. Но для этого нужны иные методики регулирования этих отношений в субъектах РФ.


О назревшей необходимости смены правил бюджетного поведения не раз говорил президент СРГ, глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий — при формировании областным правительством региональных финансов. Теперь эти и схожие предложения приобрели характер рекомендаций — федеральным правительством, замечу, принятых.


Соответственно, следует ожидать типовых, научно обоснованных и выверенных практикой (в том числе опытом Екатеринбурга) методик -на основе изменений в федеральном и региональном законодательстве. Тем более что происходят перемены в налоговой системе; функции и сферы ответственности между органами власти существенно перераспределяются; государство фактически уполномочивает муниципалитеты регулировать социальную политику на местах.


Другие материалы по теме: