Евгений Ройзман: новые политические перспективы

Выборы в Городскую думу Екатеринбурга обнаружили ряд этапных сдвигов в географии политического пространства Урала. С политической арены города и области сошли многие деятели и движения, еще недавно определявшие губернский политический мейнстрим. В то же время новые политические силы не только продемонстрировали здоровые амбиции, но и обнаружили силы и ресурсы для их реализации. Более того, можно говорить о том, что на Урале появились новые громкие политические бренды, дальнейшее развитие которых может полностью изменить расстановку сил в Свердловской области.
Одним из них стал бренд «Евгений Ройзман».


Этот бренд развивался на протяжении последних нескольких лет в рамках проекта «Город без наркотиков», который стал для Ройзмана стартовой площадкой в большую политику. Постоянные инвестиции в бренд, прежде всего – значительные человеческие и информационные – позволили Ройзману не только «засветиться» на областном и даже федеральном уровне, но и превратиться в самостоятельную политическую фигуру. Доказательством эффективности данных вложений стало избрание Ройзмана депутатом Государственной думы в декабре 2003 года.


Попав в Государственную Думу и начав работу в комитете по безопасности, Евгений Ройзман избавился от клейма «человека с сомнительным прошлым», став вторым, после Эдуарда Росселя, олицетворением «уральской мечты» о перевоспитании молодого асоциального элемента в политического деятеля, который не только «стоит за правду», но и «изнутри», «с низов» знает народную жизнь. Героическо-романтический ореол «борца с наркотиками», «поэта», начал обрастать политической оставляющей «депутата».


В отличие от многих других уральских политиков, которые, избравшись в Госдуму, полностью ушли в московскую политическую жизнь или начали конвертировать свою политическую харизму в твердую валюту на различных региональных выборах, Евгений Ройзман продолжил активно работать над укреплением своих позиций в Екатеринбурге. Фонд «Город без наркотиков» продолжил свою работу, сам Ройзман в качестве депутата стал частым гостем всевозможных теле- и радиоэфиров, издал книгу о деятельности Фонда.


Инвестиции в бренд оправдали себя и на выборах в Городскую думу: Евгению Розйману удалось провести в туда сразу двух своих кандидатов. При этом следует отметить, что, фактически, оба оказались там именно «по протекции» Ройзмана: без него ни один из них не имел никаких шансов. Голосуя за Андрея Кабанова и Евгения Касимова, люди фактически голосовали за «друзей» и «соратников» Ройзмана, а не за неких индивидов. Следует отметить, что ни один другой политический бренд в Екатеринбурге, включая бренды «Единой России», «ЛДПР», «Областной власти» и «Администрации города» таких чудес совершить не смогли: из кандидатов, шедших под этими «политически марками», выборы выиграли только те, кто сам по себе представлял политическую или финансовую силу. Таким образом, можно говорить о том, что политический бренд «Евгений Ройзман» стал одним из наиболее значимых в Екатеринбурге.


Но в то же время следует отметить, что вся логика развития бренда «Ройзман» подталкивает его создателя и носителя к продолжению политической карьеры: политический бренд в этом отношении напоминает велосипед, который устойчив только в движении. Более того, любое замедление политического ритма, выпадение из политической жизни неминуемо ведет к девальвации и инфляции накопленного политического багажа, примером чему могут служить многие политические деятели, еще недавно казавшиеся вершителями судеб области, но за последние годы полностью канувшие в лету небытия.


Очевидно, что следующим шагом в развитии бренда должно стать участие «команды Ройзмана» в выборах в Областную думу в следующем году. Пока сложно говорить о том, какая политическая партия будет использована для этого Ройзманом и его окружением, но даже малоизвестная партия под его руководством имеет реальные шансы на несколько депутатских места в нижней палате областного парламента.


Однако переломным для политической карьеры Ройзмана должен стать 2007 год. Совершенно очевидно, что в Государственную Думу Евгению Ройзману переизбраться не удастся: одномандатные округа отменены, а получить проходное место в партийном списке ему будет весьма сложно. Кроме того, у наблюдателей скидывается впечатление, что Госдума, в которой депутат откровенно скучает, – только шаг к иным вершинам.


Вполне вероятно, что такой вершиной может стать кресло мэра Екатеринбурга, выборы которого также пройдут в конце 2007 года. Не смотря на то, что такое предположение на первый взгляд кажется достаточно неожиданным, по мнению окружения депутата, Евгений Ройзман обладает всеми необходимыми для этого ресурсами. Во-первых, это личная харизма и личное обаяние, подкрепленная славой «романтического героя». Во-вторых, эффективная избирательная «сетка», созданная как на базе структур «Фонда», так и в ходе предвыборных кампаний. Ройзман пользуется симпатией целого ряда СМИ, уже сейчас можно говорить о том, что вокруг него сформировался своеобразный медиа-холдинг, который в ближайшие годы может расшириться. Экономическая база наличествует в лице амбициозного предпринимателя и политика Анатолия Павлова. К тому же Ройзман будет иметь статус политика, дружественную фракцию в областной и городской думе, поддержку областной власти (если до тех пор в ее структуре не произойдут значительные перемены). Если сюда добавить постоянно действующий медиа-ресурс и продолжающуюся деятельность фонда «Город без наркотиков», то шансы Евгения Ройзмана можно оценить как очень большие.


Особенную тревогу наблюдателям внушает тот факт, что Евгений Ройзман может мобилизовать в свою поддержку такие слои электората, которые обычно остаются вне политического процесса – молодежь и маргинализированную публику.


Таким образом, перед традиционными элитами города стоит серьезная проблема поиска выхода из ситуации выхода на политическую сцену принципиально новой силы.


Другие материалы по теме: