«Уральский рабочий» и Николай Королёв: «Засохнут ли корни»

12 апреля 2005 (11:59)

Сегодня мы будем, говорить о вещах слишком

серьезных, чтобы предварять их шуткой. Речь пойдет о сельском хозяйстве. Не шутят с вопросами, представляющими национальную безопасность и, если хотите, — национальную трагедию.

История болезни

Испокон веку Россия считалась страной аграрной, и только в прошлом веке промышленность стала играть в ней ведущую роль. Это отличало ее от стран Запада, которые при отсутствии больших земельных ресурсов были вынуждены развивать ремесла. Там земли горсть, а население — муравейник, А в государстве Российском земли было столько, что населения не хватало, чтобы всю пахоту освоить.

Можно говорить про экономический гнет помещиков и царизма, но факт остается фактом — целину казахстанских степей мы распахали только при Хрущеве, и то, согнав для этой цели комсомольцев и заключенных со всего Советского Союза. И еще. Россия всегда и в подавляющем преимуществе экспортировала не промышленные товары, а именно продукцию сельскохозяйственного производства: зерно, пеньку, лен, мед. Только с XVIII века за рубеж пошли русский чугун да полезные ископаемые.

Государство получало за хлеб золото, но крестьяне российские никогда богато не жили. Однако сломали хребет русской деревне именно большевики — политикой всеобщей коллективизации. При всей кажущейся простоте деревенской жизни производственные и общественные отношения на селе сложны, они не укладываются в схемы планирования, прогнозирования и в галочки бухгалтерского учета.

Демократы после крушения власти КПСС предприняли попытку возродить на селе частную собственность. К чему это привело? Крушение колхозного строя вызвало полную стагнацию в сельскохозяйственном производстве. Возродить фермерство как класс не удалось. В силу причин как экономических, так и социальных. Чтобы обеспечить фермера льготными кредитами, лизингом, произвести закупку произведенной им продукции по повышенным ценам (с целью создать «замануху», раз уж решили колхозы с совхозами удавить), у государства не хватило денег. Или желания. Широко разрекламированное движение потихоньку стало сходить на «нет». Остались в нем только самые выносливые или самые удачливые.

Большинство фермерских хозяйств сегодня, как и 10 лет назад, продолжают сводить концы с концами и ждать, когда государство изволит встать к ним лицом. А государство не спешит. Есть проблемы поважнее. Как нефть продать задорого, как акции перекупить подешевле, как Стабилизационным фондом распорядиться, как прибыли поделить... Хотя каждый министр наверняка спрашивает утром, садясь за стол: «А что у нас сегодня на завтрак»?

По усам течет...

И, к сожалению, много в рот попадает. Председатель правительства Свердловской области Алексей Петрович Воробьев озадачился проблемой народного алкоголизма. Правда, лишь с точки зрения народного здоровья и проходящих мимо областного бюджета акцизных платежей за алкоголь. Не секрет, что те, кто занимается производством «паленой» водки, не только акцизы, но и никакие другие налоги не платят.

Над Алексеем Петровичем можно подшучивать, но проблему он, наверное, первый озвучил во всеуслышание. Что сказал о ней косноязычно, мы ему простим. Как смог, так и сказал «А», но «Б» не добавил, хотя наверняка знает и про «Б». Пьют на селе сейчас, в основном, от безысходности. Российский крестьянин всегда славился трезвым образом жизни. Не пили даже зимой, когда жизнь крестьянская текла размеренно и медленно. Летом же пить крестьянину было просто некогда. На счету каждая минута. Каждый день год кормит. Только по осени, после сбора урожая, на празднике мужик позволял себе расслабиться. Поэтому крепок был русский крестьянин, и многочисленные моры, опустошавшие города, стороной обходили деревню.

Она была самодостаточна: ткань своя, кожа своя, хлеб свой, овощи со своего огорода. Никакой химии, никакого экспорта. (Сравним день сегодняшний: в Англии коровье бешенство, а в России паника — вдруг к нам зараза попала с привозным мясом? В Китае птичий грипп, а в России снова паника, и причина та же, что и в первом случае. Продолжим?) Об умирании села убедительно скажут графики, которые Российская перепись населения 2002 года зафиксировала 123 «мертвых» деревни. Об этом заявил на пресс-конференции первый заместитель председателя Госкомстата РФ Александр Суринов. Также он отметил, что в 1989 году, когда проводилась последняя перепись населения, в этих населенных пунктах еще кто-то обитал. Переписчики, пришедшие сюда 13 лет спустя, не застали ни одной живой души. Вымершие деревни в основном расположены на северо-востоке области.

Вообще в Уральском федеральном округе зафиксировано 227 «мертвых» деревень, а в целом по России их число превышает 13 тысяч. И мы хотим, чтобы росло поголовье скота, росла производительность труда в сельском хозяйстве? Старики умирают, а молодежь из села бежит. Кто там передовые технологии внедрять будет и, главное, на какие деньги? Падение производства по всем показателям из года в год, отсутствие оборотных средств. Правительство Свердловской области решает, в каком размере выделить селу дотации на приобретение горючего и семян к посевной? На Западе фермер сам крутится. Его только налогами «дотируют», то есть тем, что три шкуры с него не дерут. Там отлажена система лизинга, долгосрочных кредитов, которые фермер возвращает, которые не приходится списывать. А у нас сельское хозяйство — как бочка бездонная. Миллиарды рублей ежегодно пропадают там, как в черной дыре.

Вот решают сегодня в правительстве, на что деньги Стабилизационного фонда тратить. Надо пенсии повысить, надо денежное довольствие государственным служащим увеличить. Но есть и другой путь. Не зарплаты и пенсии повышать, а цены на продукты и товары первой необходимости снижать. Путь этот, правда, гораздо более сложный, но самый верный.

Если 200 граммов масла будут стоить не 25 рублей, а 20 — это уже достижение. Если цену на мясо удастся снизить со 120 до 80 рублей, то вниз пойдут цены и на тушенку, и на колбасы, и на много других продуктов. Сэкономленные деньги — заработанные деньги. Не так ли? Но для этого нужно проблемами сельского хозяйства заниматься всерьез, внедрять передовые технологии, не на словах, не для показухи перед визитом официальных лиц обновлять парк сельхозтехники. Нужна стройная государственная программа развития села. Не написанная на бумаге, а отраженная в статьях госбюджета.

Былинные рати

У русских князей всегда была дружина. Это профессиональные воины, их численность была невелика, и задача перед ними стояла сдержать врага, пока князь собирает народное ополчение. Откладывал тогда русский землепашец в сторону соху и брал в руки острый меч, чтобы защитить свою землю.

В силу природных особенностей и в силу сложившихся общественных отношений крестьянские парни всегда составляли большинство в сухопутной армии и костяк младших командиров. Приведу только одну цифру. С так называемыми «кулаками» в 30-х годах прекратили бороться только тогда, когда поняли, что армия в случае войны останется без сержантов, потому что около 90 процентов «раскулаченных» были именно младшими командирами.

Генштаб выразил серьезную обеспокоенность ситуацией, и Сталин сразу же издал распоряжение, чтобы в категорию «кулаков» не зачисляли лиц младшего командного состава, демобилизованных из Красной Армии. Оно запоздало. Около 70 процентов младших командиров было уже не вернуть. Пришлось создавать целую систему полковых школ младших командиров. Деньги тратить, время.

Село всегда давало армии здоровых и сильных солдат. Как обстоит дело сегодня? Слово депутату Государственной Думы от партии аграриев Владимиру Плотникову:

— В нынешней армии уже 80 процентов призывников — из деревни. Правда, среди них теперь не редкость ребята не только с хроническими заболеваниями, но и с дефицитом веса — такие условия жизни. Но более здоровые и грамотные горожане долг Родине часто считают пережитком, а сельские парни идут служить. Где будем армию набирать, когда молодежь в деревне кончится? Из иммигрантов?

Село — дело тонкое...

Что у нас плохо в сельском хозяйстве — мы обсудили. Теперь давайте посмотрим на прогнозы и положительные тенденции.

Какие-никакие, но они есть, и сбрасывать их со счетов было бы преступно. В сельском хозяйстве в 2004 году площади зерновых культур в хозяйствах всех категорий превысили уровень прошлого года на 4,1 процента. В то же время засеянные площади сахарной свеклы (фабричной) уменьшились на 6,8 процента, подсолнечника — на 8,7, овощей — на 2,9, картофеля — на 1,9 процента. Следует отметить, что недостаточная платежеспособность сельхозпроизводителей не позволила в необходимом количестве приобретать минеральные удобрения, рост цен на которые продолжался. В целом в хозяйствах всех категорий зерна было собрано 77,6 миллиона тонн (в весе после доработки), или 115,5 процента к уровню 2003 года.

Производство картофеля составило 35,8 миллиона тонн (97,5 процента), сахарной свеклы — 21,3 миллиона (109,8 процента), подсолнечника — 4,8 миллиона тонн (98 процентов), овощей — 14,4 миллиона тонн (97,3 процента).

Ситуация в животноводстве в 2004 году изменилась незначительно по сравнению с 2003 годом. По предварительной оценке, мяса (в убойной массе) было произведено 4,9 миллиона тонн, т.е. на уровне 2003 года, молока — 32,3 миллиона (97 процентов от уровня 2003 года), яиц — 35,7 миллиарда штук (98,1 процента).

Общий объем сельскохозяйственного производства увеличился на 0,7 процента по сравнению с 2003 годом.

В 2005 году ситуация в сельском хозяйстве несколько изменится. Исходя из средних агрометеорологических условий, можно прогнозировать, что зерна будет собрано 69 миллионов тонн (в весе после доработки), или 88,9 процента к уровню 2004 года. Производство картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей тоже уменьшится.

Ситуация в животноводстве в 2005 году во многом будет напоминать 2004 год. Общий объем сельскохозяйственного производства сократится на 2,5 процента по сравнению с 2004 годом.

Единственный вопрос: сколько времени осталось, пока засохнут корни России?


Другие материалы по теме: