В июле 2005 года на рассмотрение Государственной Думы будет вынесен новый законопроект «О защите конкуренции»

13 апреля 2005 (14:53)

Сегодня в Екатеринбурге состоялась пресс-конференция на тему «Развитие честной конкуренции: как бороться против ценовых сговоров». В ней приняли участие и.о. руководителя Свердловского территориального управления Федеральной антимонопольной службы Татьяна Колотова, президент Фонда развития предпринимательства «Екатеринбургская ассоциация малого бизнеса» Владимир Лобок.


В ходе пресс-конференции Т. Колотова, заявила, что к 2010 г. ВВП Российской Федерации должен возрасти практически в 2 раза. «Эта задача не может быть решена без развития малого и среднего бизнеса. Мировая практика показывает, что 60-70% валового национального продукта создают подобные предприятия», – заявила Т. Колотова.


В настоящее время, как сообщил президент Фонда развития предпринимательства «Екатеринбургская ассоциация малого бизнеса» Владимир Лобок, в России малые предприятия не занимают той доли рынка, которая принадлежит им в европейских странах. По его данным, на сегодня только 20% населения заняты в малом и среднем бизнесе, в то время как этот процент не должен быть меньше 40.


Одним из факторов, влияющих на развитие малого и среднего бизнеса, является антимонопольная политика государства. В настоящее время готова новая редакция закона «О защите конкуренции», которую планируется передать на рассмотрение Государственной Думы в июне 2005 г. Как сообщила Т. Колотова, сейчас на территории РФ действует два антимонопольных закона: закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и закон о защите конкуренции на финансовых рынках. Новый законопроект объединяет два этих федеральных закона. В список основных изменений входит определение понятия «товар». Если сегодня под товаром понимается продукт жизнедеятельности, включая продукты и услуги, то в законопроекте товар – это объект гражданских прав. Благодаря этому антимонопольная служба имеет право вмешиваться в вопросы недропользования и пользования землей, то есть тех понятий, которые подпадают под определение «гражданские права».


По словам Т. Колотовой, изменилось понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта. По новому законопроекту, безусловно, доминирующим является предприятие, чья продукция занимает на рынке 65%. Если доля продукции составляет 35-65%, то антимонопольный орган должен доказать, что такая организация является доминирующей.


В новой редакции закона вводится понятие коллективного доминирования. Об этом может идти речь, если совокупная доля продукта не более чем трех организаций составляет 50%, при условии, что доля любого из них не менее 5%. Может проводиться признание 5 субъектов, если доля каждого не менее 5%, а совокупная доля равна 70%.


В целях снижения государственного административного вмешательства в дела малого и среднего бизнеса с 21 марта 2005 г. внесены изменения в положения антимонопольного законодательства, касающиеся процессов экономической концентрации на рынках (слияния, разделение, приобретение активов хозяйствующих субъектов друг у друга). По заявлению Т. Колотовой, теперь пороговые значения сумм сделок, при которых предприятия обязывались уведомлять антимонопольную службу, резко возросли. В настоящее время предварительное согласие антимонопольного органа на сделку необходимо: если организация включена в реестр субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%; если суммарная балансовая стоимость активов участников сделки превышает 3 млрд. руб. (до этого было 20 млн. руб.). Уведомление антимонопольной службы о совершенных сделках осуществляется, если суммарная балансовая стоимость превышает 200 млн. руб.


Управление Федеральной антимонопольной службы РФ подготовило нововведения, которые должен изменить подход к назначению штрафов за нарушения антимонопольного законодательства. «В настоящее время максимальный штраф за нарушение антимонопольного законодательства составляет 500 млн. руб., что немного для крупных компаний. Теперь предлагается ввести понятие оборотных штрафов. То есть за злоупотребление доминирующим положением организации должны будут заплатить 2% от оборота (годовая выручка компании за работы, товары, услуги), а за согласованные действия – 4% от оборота всех участников согласованных действий», – сообщила Т. Колотова.


Предполагается ввести в действие положение о дисквалификации должностных лиц, в том числе органов местной власти и органов самоуправления, в случае нарушения законов о защите конкуренции.


Другие материалы по теме: