Областная газета и Георгий Иванов пишут: Как избавиться от плохого наследства

11 мая 2005 (13:56)

От прежних поколений нам досталось обременительное наследство — ряд опасных производств и множество промышленных отходов, носящих самые замысловатые названия, — шламов, шлаков, хвостов, которые, как тяжелая сеть, накрыли нашу область.

И сейчас, в период паводка, особенно следует обратить внимание на самые опасные участки этой сети — такие производства и отвалы, которые постоянно представляют из себя угрозу окружающей природе, такие места, где часто возникают критические ситуации. Как хорошо помнится, еще несколько лет назад каждый год противопаводковая комиссия начинала свою работу с заседания в первоуральске, на шламона-копителе хромпикового завода. И всю область тогда будоражили вести о том что на станции нейтрализации «хромпика» не хватает реагентов, а это грозит тем, что в наши водоемы хлынут с завода неочищенные воды, и все обернется для среднего урала экологической катастрофой. Кроме того, наши журналисты были наслышаны о зеленых голубях, обитающих возле этого завода, и о вечнозеленых деревьях, произрастающих там (такую яркую окраску местная флора и фауна приобретали после выбросов с завода).

Поэтому в весеннюю пору журналисты «ОГ» поехали посмотреть, не вызовет ли нынешний паводок каких-либо экологических катаклизмов на упомянутом предприятии в первоуральске. Сразу отметим, что ничего ужасного там мы не заметили. И голуби возле предприятия были белыми, непокрашенными, и деревья такими, какими им полагается быть по весне. В прудке же, в котором плещется очищенная от опасного, шестивалентного хрома вода, резвились утки. А их ведь не заставишь плавать там, где им не нравится.

Конечно, на иных, не знакомых с особенностями химического производства, .людей гидротехнические сооружения преемника хромпикового завода — зао «Русский хром-1915» могут произвести неприятное впечатление. Представьте себе хотя бы огромный бассейн с ядовитой светло-зеленой жидкостью (концентрация шестивалентного хрома здесь достигает 400 миллиграммов на литр воды). Стоит ли, скажут читатели, вообще иметь дело с такой опасной для всего живого жидкостью? Но, как выяснилось из слов специалистов, отказаться от такого плохого наследства — закрыть этот водоем у первоураль-ских химиков нет никакой возможности. За те 90 лет, что здесь работает хромовое производство ( с 1915 года), этим металлом пропитались корпуса завода и вся его территория. Вредный хром содержится в отвалах, и в различных прудках, куда доставляются отходы. И если не собирать стоки с этих объектов в упомянутый водоем и не очищать их, то они потравят все в округе. Отравят даже, если «уральский хром» будет остановлен. Наследство-то очень плохое!

Так что остается только наводить в нем порядок. А средства для этого взять негде, кроме как у работающего завода.

И порядок в этом наследстве, что явно заметно, наводится. На гидротехнических сооружениях «Русского хрома» во время нашего приезда никакого паводкового ажиотажа не было, техника исправно работала, никаких нехваток химикатов не наблюдалось.

Поэтому я поинтересовался у исполнительного директора зао «Русский хром-1915» владимира пиввуева, как первоуральским химикам удалось так быстро изменить ситуацию на предприятии. И противопаводковая-то комиссия тут уже не заседает, и жалоб на экологическую обстановку гораздо меньше.

Вот что мне ответил этот руководитель:

«повышенное внимание специалистов предприятия к безопасности населения города, к экологии определяется позицией его собственников. К примеру, наши собственники первое, что сделали, придя на этот завод, буквально заставили внедрить бездоломитную технологию производства бихромата натрия. При работе по этой технологии получается меньше отходов, хранение которых многим причиняет неудобства. Внедрение такой технологии — инициатива собственников и ни в коем случае ни фирму «кермас», ни компанию «стоппани» нельзя обвинить в том, что они не занимаются решением экологических проблем».

Должен сознаться, что слова в.пиввуева зародили в моем сердце надежду. И вот почему. Собственники предприятия — европейцы. Может быть, и у нас на урале с помощью этих предпринимателей станут относиться к природе так же, как в европе. Вот река рейн не так давно была полностью загажена. Европейцы взялись за ее экологию. И вот уже здесь и рыба водится, и зверье по берегам бегает.

Возможно, применив европейский подход, мы сможем очистить до блеска и исеть, и чусовую, и другие уральские реки. А первые шаги «Русского хрома» позволяют надеяться на это. По словам в.пиввуева, европейские экологические и прочие новинки то и дело появляются на заводе.

—внедрение новых технологий, дающих экономический, экологический и другие эффекты, началось с момента прихода новых собственников в 2000 году и не останавливается ни на минуту, — рассказывает В.Пиввуев. — у нас сейчас одна из самых передовых в мире технологий производства окиси хрома. Она была разработана и внедрена с приходом новых собственников, мы сейчас получаем на нее патент. Мы освоили выпуск одного из лучших в европе хромовых дубителей, при этом также снизилась экологическая опасность производства. У нас сегодня внедряется технология выпуска хромового ангидрида непрерывным способом — по опыту, образу и подобию аналогичного производства в италии. Это приведет, в том числе, и к сокращению отходов производства.

Подробнее рассказать о том, что делается, и будет делаться на предприятии по охране природы, я попросил заместителя главного инженера по экологии виталия баранова. Вот что он счел нужным отметить:

«На «Русском хроме-1915» разработана долгосрочная - вплоть до 2015 года — программа мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки на предприятии. В ней, в частности, есть разделы, касающиеся уменьшения выбросов, имеющихся отходов и так далее.

Наиболее опасное вещество в наших отходах — шестивалентный хром. Мы собираем его со всех площадей завода и восстанавливаем на станции нейтрализации до безопасного — трехвалентного хрома. Для этого мы используем растворы железного купороса и известкового молока. Кое-кто говорит, что это — дедовский метод. Я с этим не согласен. Метод прост и очень эффективен.

Тем не менее, мы включили в программу разработку биохимического метода очистки воды. По этому методу не образуется побочных веществ — ни железа, ни сульфатов. Селективное восстановление хрома здесь ведут бактерии.

Только в 2004 году мы выполнили несколько мероприятий из упомянутой программы. У нас, к сожалению, есть проблема с подземными фильтрационными водами. Для того, чтобы эти воды, содержащие шестивалентный хром, не попадали в реку чусовую, мы расширяем сеть дренажных скважин, через которые откачиваем эти воды. В прошлом году пробурили еще 8 скважин.

А в этом году мы планируем, в частности, в цехе № 1 очередную переделку производства монохромата натрия. Она позволит нам перейти на сухое складирование отходов. В результате такого складирования шлама его фильтрация уменьшится, и попадание хрома в реку чусовую снизится.

Хочется подчеркнуть, что в результате внедрения новых технологий и снижения объемов производства количество вредных выбросов снизилось по сравнению с предперестроечным периодом в 50 раз.

Но в таких серьезных и сложных вопросах, как безопасность населения и экологических, без учета мнения независимых экспертов не обойтись. И вполне резонно будет послушать тех, кто отвечает за эти вопросы безопасности и экологии со стороны государства. Поэтому я направился в управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий города первоуральска.

Ведущий специалист этого управления Евгений Прилуков рассказал мне следующее:

—В конце 90-х годов прошлого века перед каждым паводком из-за гидротехнических сооружений хромпикового завода ощущалась напряженность. Возникала проблема с реагентами для переработки загрязненных вод — не было аварийного запаса этих химикатов, который необходимо иметь перед паводком. Это было связано с тем, что несколько лет подряд завод практически не работал.

В 2000-м году на предприятие пришли новые собственники. И за последние 4-5 лет вопросов по станции нейтрализации не возникало. Наличие реагентов на станции постоянно отслеживает наш оперативный дежурный, и мы знаем, что их запас всегда имеется. Мы знаем также, что станция работает, шламовое хозяйство обслуживается, дамбы обрабатываются. То есть там действует техника, работают люди.

Ну а как же ко всему происходящему на предприятии «Русский хром-1915» относится народ — те люди, кому выпала судьба жить вблизи завода и работать на нем? И особенно те, кто может сравнить ситуацию, что была здесь раньше, и ту, что существует теперь.

Электрик цеха № 10 ЗАО «Русский хром-1915» владимир булгаков рассказал мне следующее: «что изменилось на предприятии? Приведу только два примера этих изменений, и вам все будет ясно. Раньше по всему заводу возвышались отвалы желтого сульфата, загрязненного хромом. Его не перерабатывали, а просто складировали. С приходом «Русского хрома» в нашем цехе начали перерабатывать эти кучи, и теперь отвалов желтого сульфата на территории предприятия больше нет. И с экологией стало лучше».

Конечно, для того чтобы достичь европейского уровня безопасности и экологичности производства, предприятию «Русский хром-1915» нужно сделать еще многое. К примеру, на предприятии периодически превышают предельно допустимые концентрации в сточных водах железа, сульфатов.

А вот еще один крупный недостаток предприятия. О нем на днях сказал губернатор эдуард россель. Он покритиковал собственников «Русского хрома» за то, что завод целых четыре года работает без прибыли. Кстати, требования работать без убытков областные власти предъявляют ко всем предприятиям, но «уральскому хрому» это, видимо, мешает сделать плохое наследство. Думается, после подвижек в экологии следующими шагами завода должны стать энергичные меры по выходу на уровень безубыточной работы.

Но главное, что «Русский хром» находится на правильном пути. В этом направлении предприятию помогает двигаться схема развития и размещения производительных сил свердловской области до 2015 года, которая, в частности, направлена на то, чтобы у всех до одного предприятий среднего урала появились настоящие хозяева (особенно у опасных производств). И на то, чтобы перерабатывать естественные наши богатства — природные ископаемые и неестественные — различные отходы. Кстати, примерам успешной переработки отходов несть числа.

Вот и здесь, на бывшем хромпиковом заводе, думается, скоро наведут порядок в плохом наследстве.

Таким образом, есть надежда, что в ближайшем будущем исчезнет еще одна «горячая точка» на карте свердловской области. А вслед за этим с плохим наследством разберутся и в других населенных пунктах среднего Урала.


Другие материалы по теме: