«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Сусоров развивают тему: Вузы в прокрустовом ложе реформы

14 мая 2005 (12:54)

Сокращение бюджетных мест в высшей школе может привести

к непредсказуемым последствиям

Не успели мы отойти от реформы льготного обеспечения малоимущих категорий граждан, как в двери уже стучится новая «модернизация» — на сей раз высшего образования. В номере «BE» за 11 мая мы писали о проекте национального Евразийского университета, в который должны будут объединиться два крупнейших вуза Екатеринбурга – УрГУ и УГТУ-УПИ. Однако на деле число вузов, претендующих на право войти в этот конгломерат, может оказаться гораздо большим. Причина кроется в специфике грядущей реформы, в ходе которой большая их часть может лишиться госфинансирования и перейти в разряд коммерческих. Деньги из федерального и областных бюджетов в этом случае будут поступать только на нужды вузов национального и регионального значения – а их после реформы останется на всю страну 20 и 200 соответственно. Об этом заявили на состоявшейся в четверг пресс-конференции научные руководители Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Уральского государственного лесотехнического университета. Кроме учёных мужей на пресс-конференции присутствовали представители банковской системы, а также заместитель директора Института развития регионального образования Свердловской области Александр Вехов.

Попытка номер пять, или предчувствие катастрофы

Реформа, задуманная с целью вывести высшее образование в России на общемировой уровень, в реальности может погубить его — так или примерно так считает ректор УГЛТУ Валентин Старшинский. По его словам, массовое сокращение бюджетных мест в вузах грозит в основном образовательным учреждениям гуманитарного профиля, прежде всего это касается подготовки экономистов и юристов в вузах, далёких от экономики и юриспруденции, например, в сельскохозяйственных академиях. Но в этом-то и таится опасность для качества образования.

– Если раньше в Законе об образовании было сказано, что одна из его задач — повысить интеллектуальный уровень гражданина России, то после реформы упор будет сделан

на цель более утилитарную: на подготовку специалистов, - подчеркнул ректор УГЛТУ. – Непонятно одно: кто будет решать, какие специалисты государству нужны, а какие нет. Неужели опять чиновники? Это же равносильно тому, как если бы Минобразования взялось перестраивать Российскую армию! Кроме того, в ходе модернизации высшего образования большинство национальных вузов будет сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, а на долю таких городов, как Екатеринбург, придётся в лучшем случае один такой вуз. Примечательно, что за 13 лет масштабных реформ в России предприняты уже четыре попытки изменить систему высшего образования, и ни одна из них не доведена до конца. В отличие от монетизации льгот, которая касалась определённых категорий населения, эта реформа заденет всех нас, и если она пойдёт по сценарию массового сокращения бюджетных мест в вузах, дело может кончиться катастрофой.

По мнению проректора по учебной работе УрГАХА Виктора Колясникова, многие вузы, в частности – архитектурно-художественная академия, давно практикуют обучение студентов на платной основе. Доля «платников» здесь составляет примерно 50% от общего числа учащихся. Идя навстречу требованиям Министерства образования и науки РФ, академия недавно запустила новую программу по подготовке магистров дизайна; кроме того, для художников введены принципиально новые программы по графике и мультипликации, а для архитекторов — по информатике и менеджменту в области градостроительства. Поэтому, считает Колясников, таким «продвинутым» вузам никакая реформа уже не нужна.

Диплом в кредит не каждый потянет

Справедливости ради надо сказать, что УрГАХА – вуз весьма дорогостоящий: в среднем полный курс обучения для «платников» стоит от 30 до 50 тысяч рублей. Поэтому академия рискнула принять участие в эксперименте с образовательными кредитами, которые готовы предоставить некоторые банки города. Преимущества этого кредита, по словам представителя одного из таких банков Татьяны Волковой, в его долгосрочности (10 лет), наличии отсрочек по оплате основного долга (во время учёбы студент может выплачивать только сумму процентной ставки), а также возможности снижения ставки за хорошую и отличную учёбу. Однако, как заметил заместитель директора Института развития регионального образования области Александр Вехов, на данном этапе кредит вряд ли решит все проблемы вузов, поскольку рыночные отношения в системе высшего образования вообще плохо приживаются. Да ещё и вопрос, осилит ли среднестатистический студент диплом, полученный в кредит на сумму, в сотни раз превышающую размер стипендии.

— Высшее образование нельзя рассматривать вне социальных и экономических реалий, — напомнил он. — Образование нигде и никогда не было бесплатным — вопрос в том, кто за него платит. На Западе в финансировании вузов участвуют кроме государства общественные фонды, бизнес, банки, промышленные концерны. У нас же этот сектор ещё не развит настолько, чтобы государство могло смело уходить из образовательной сферы.

Комментарий

Перспективное объединение

Проректор по учебной работе УрГАХА Виктор Колясников:

— Евразийский университет задумывался как вуз национального значения, а значит, все вузы, которые войдут в его состав, могут надеяться на бюджетное финансирование. Поэтому такая форма объединения представляется мне гораздо более перспективной, чем выбирать какой-то один университет в большом городе и произвольно присваивать ему национальный статус. В любом случае, начиная такую модернизацию, следует спросить мнения преподавателей и студентов. Ведь любая реформа, придуманная и осуществляемая «сверху», отклика у народа не найдёт, потому что успех реформы зависит от консолидации различных слоев общества в достижении общих целей.

«Областная газета» и Анатолий Гущин повествуют: В лес — по хорошей дороге

Возможно, уже в следующем году на Среднем Урале вновь начнут строить лесные дороги на средства федерального бюджета.

До 1990 года такая практика существовала по всей стране. А потом Правительство РФ на лесных дорогах поставило крест.

За последние 15 лет на федеральные деньги в Свердловской области, например, не было построено ни одного километра лесных дорог. И вот, как говорят, в конце тоннеля замаячил свет: федеральное агентство лесного хозяйства России разработало инвестиционную программу строительства лесных дорог.

По словам специалистов, благодаря ей в стране должно появляться по три тысячи километров новых дорог в год. Для этого планируется выделять по 18 миллиардов рублей. Есть надежда, что какая-то часть средств перепадет и Свердловской области.

По предварительным расчетам, реализация проекта позволит заметно увеличить объем заготавливаемой древесины: к 2007 г. – со 115 млн. кубометров до 153 млн.

За последние полтора десятилетия в Свердловской области проблема лесных дорог обострилась, как и везде. Из-за их недостатка возникают трудности в освоении расчетной лесосеки. В настоящее время она используется всего на 30 процентов. А в целом по стране – на 22%.

В прошлом году в области доля хвойной древесины в заготовках составила всего 59 процентов. Остальное — лиственные породы. Одна из главных причин этого — отсутствие лесных дорог. К хвойным лесам, особенно к тем, что расположены на севере, невозможно подступиться.

По существу, лесопользование сейчас повсеместно ведется в зоне промышленных центров, что только усугубляет и без того неблагополучную экологическую обстановку в них.

Но и действующие лесные дороги требуют от предприятий затрат — их содержание обходится почти в 12 миллионов рублей в год.

Раньше эти затраты леспромхозам компенсировали,

однако в 2001 году областная Дума эти компенсации отменила. Лесозаготовители стали затраты на строительство и содержание дорог включать в себестоимость продукции. Но не так давно в Налоговый кодекс внесли поправку, которая запретила это делать. Теперь разрешается строить и восстанавливать дороги только за счет прибыли. Но в области более 60 процентов лесопромышленных предприятий убыточны. Возникает тупиковая ситуация.

Специалисты надеются, что инвестиционная программа федерального агентства лесного хозяйства России поможет леспромхозам выйти из этого тупика.


Другие материалы по теме: