«Новые Известия»: Лишь 19 процентов социальных субсидий достаются нуждающимся

15 мая 2001 (10:31)

Десять лет назад «по удостоверению» ездило только 19 категорий пассажиров, сейчас право на льготный проезд имеют уже более 50 категорий, из которых две трети получили его по решению федеральных органов власти. По данным Минтранса России, за период с 1990 по 1999 гг. удельный вес пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, возрос с 21 по 62%. В ответ на это транспортники вынуждены задирать тарифы так, что пассажиры, покупающие билет, как в Московском метро, так и в сельском автобусе, вынуждены платить еще и «за того парня». Такая же ситуация и по услугам связи, которые на льготных основаниях предоставляются 33 категориям потребителей. Затраты на них компенсируются не более, чем на 20%. Всего же, по данным Министерства труда у нас насчитывается около 150 видов социальных гарантий, выплат, льгот и субсидий, предоставляемых за счет бюджетов разных уровней. Они установлены более чем для 200 категорий граждан. По оценкам Министерства труда и социального развития, у нас больше 100 миллионов льготников. Для того, чтобы государство выполнило перед ними все обязательства, установленные на федеральном уровне, требуется около 15% ВВП, что превышает федеральные расходы на социальную политику почти в 10 раз. Как считают эксперты, две трети льгот идет на поддержку групп населения, чьи доходы превышают прожиточный минимум. Социальную поддержку надо, прежде всего, предоставлять людям, наиболее нуждающимся в ней и наиболее ее заслуживающим, считают в думских комитетах по делам ветеранов и по обороне. К ним, по мнению ветеранов и военных, должны быть отнесены инвалиды боевых действий, действий по охране правопорядка и лица, пострадавшие при выполнении других задач, поставленных государством. От этого подхода, мягко говоря, несколько отличается позиция правительства, которую сейчас разрабатывают Минэкономразвития и Минтруда. Ведомство Германа Грефа при распределении льгот предлагает руководствоваться прежде всего уровнем дохода получателя льготы и его нетрудоспособностью. Предлагается также учитывать, насколько социальные льготы будут удовлетворять насущную потребность получателя, а уже затем учитывать его социальный статус. Подобная система действует на Западе, где на семьи, живущие за чертой бедности, приходится более половины социальных трансфертов. У нас же по оценкам МОТ самые нуждающиеся получают только 19% государственного социального пирога. Остальное проедают обеспеченные и наиболее обеспеченные слои населения. В Минэкономразвития надеются, что уже в будущем году удастся перейти от слов к делу и заменить профессиональные льготы денежными компенсациями. Социальные льготы для ветеранов и инвалидов полностью сохранятся.


Другие материалы по теме: