Банк «Гранит»: Уход с рынка

ЗАО АКБ «Гранит» лишился лицензии на ведение банковской деятельности.

Василий Шувалов

12 мая 2005 года Центральный Банк Российской Федерации принял решение отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности у ЗАО АКБ «Гранит». Фактически это означает окончание существования данной финансово-кредитной организации.

Лицензия была отозвана в связи с неисполнением банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, представлением существенно недостоверной отчетности, а также учитывая неоднократное применение мер в порядке надзора. АКБ «Гранит» на протяжении длительного периода времени осуществлял высокорискованную кредитную политику, активы и пассивы банка не были сбалансированы по срокам, что привело к потере ликвидности банка, а также неисполнению требований его кредиторов по денежным обязательствам, сообщает ЦБ. При этом отчетность банка не в полной мере отражала его неудовлетворительное финансовое положение. В Банк России поступали многочисленные жалобы вкладчиков АКБ «Гранит» на неисполнение банком своих обязательств.

Согласно заявлению представителей Центрального Банка РФ, такое жесткое решение в отношении «Гранита» было принято после того, как комиссия ЦБ признала нереалистичным и невыполнимым план выхода из кризисной ситуации и выплаты задолженностей всем заинтересованным лицам, в том числе и вкладчикам банка, предложенный акционерами «Гранита». 13 мая ЦБ принял решение в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» ввести в банке внешнее управление. В состав временной администрации банка вошли представители и эксперты Центрального Банка.

«Мы сейчас находимся в шоке от произошедшего и не можем делать заявления о дальнейших действиях Центробанка», – заявил управляющий Екатеринбургским филиалом ЗАО АКБ «Гранит» Сергей Васильев на следующий день после отзыва лицензии.

История

Закрытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк «Гранит» было создано 11 июля 1994 года. Одной из основных его целей было обслуживание финансовых потоков ОАО «Интерурал» – крупного металлтрейдера, специализировавшегося на поставках продукции металлургических предприятий Свердловской облас ти за рубеж. Председателем Совета директоров банка является гендиректор «Интерурала» Александр Тихонов. Для представления интересов банка на Урале в 1998 году был открыт филиал АКБ «Гранит» в Екатеринбурге.

После того, как руководство «Интерурала» приняло решение диверсифицировать бизнес, вложив часть средств холдинга в жилищное строительство в Подмосковье, банк «Гранит» также стал расчетным банком строительной компании холдинга – корпорации «Стройметресурс», войдя в пул так называемых «строительных банков».

Имидж московского банка, финансирующего один из наиболее доходных секторов российской экономики – строительство в Подмосковье, а также распространяемая СМИ информация о возможных связях АКБ «Гранит» с руководством Свердловской области способствовали росту числа вкладчиков данной кредитной организации, в том числе и в Свердловской области. 2002 год стал временем наивысшего роста финансовых показателей деятельности «Гранита»: банк был отнесен к категории финансово стабильных банков без признаков финансовых затруднений (1-ая классификационная группа). Одновременно банк начал кампанию по привлечению вкладов под относительно высокую процентную ставку (выше ставки рефинансирования). Предполагалось, что привлеченные таким образом средства будут вложены в строительные проекты группы «Интерурал» – «Стройметресурс», а прибыль, полученная от реализации готового жилья, позволит рассчитаться с вкладчиками.

Однако в августе 2004 года стало известно об определенных трудностях, которые испытывает банк «Гранит» и в целом группа «Интерурал». Первым сигналом стал отказ компании «Стройметресурс» от погашения одного из своих векселей. В качестве причины было названо отсутствие у компании необходимых средств. Практически одновременно на Московской межбанковской бирже произошло резкое падение котировок акций ОАО «Интерурал». Торги по ним несколько раз прекращались в связи с тем, что в течение одной сессии стоимость акций падала более чем на 25%. Всего за несколько месяцев капитализация компании, входившей в топ-20 российского рынка, сократилась в 22 раза, акции стали торговаться в 5 раз ниже номинала.

В августе 2004 года екатеринбургский филиал банка «Гранит» отказался от выдачи средств вкладчикам по первому требованию. Причины отказа в выдаче средств долгое время были неизвестны, сотрудники екатеринбургского филиала банка отказались от комментариев, ссылаясь на отсутствие руководства. Позже в качестве причины отказа в выдаче средств были названы технические трудности, связанные с последствиями аварии сетевого оборудования, которые, согласно заявлению руководства АКБ «Гранит», произошли по вине арендодателя.

Впрочем, уже через несколько дней данная информация была опровергнута в московском офисе компании. Согласно заявлению заместителя председателя Правления АКБ «Гранит» Валерия Кравцова, временные трудности с выдачей вкладчикам денежных средств по первому требованию обусловлены не неисправностью оборудования, а «неустойчивым положением банковского сектора в летний период».

Однако с наступлением осени, зимы и даже весны «неустойчивое положение банка» не изменилось. Более того, в марте 2005 года управляющий екатеринбургским филиалом банка Сергей Васильев отметил: «Кризисная ситуация, которая длится уже 7-ой месяц, свидетельствует о жизнеспособности банка».

В январе 2005 года Комитет по защите прав потребителей Администрации Екатеринбурга получил 99 обращений граждан по невыполнению АКБ «Гранит» условий договоров, в феврале заявления подал 131 вкладчик банка, за апрель их число увеличилось на 65. По данным Комитета по защите прав потребителей, клиенты акционерного коммерческого банка «Гранит» получили отказ выплатить не только проценты по вкладу, но и сумму вклада в целом.

Более 20 заявлений от клиентов ЗАО АКБ «Гранит» поступило и в правоохранительные органы Екатеринбурга. По словам сотрудников УБЭП ГУВД по Свердловской области, заявления связаны с невыплатой АКБ «Гранит» кредитов и процентов по ним. В настоящее время все заявления рассматриваются, ведется проверка финансового состояния филиала. «Шансов у заявителей на получение средств от АКБ «Гранит» очень мало, так как филиал неплатежеспособен», – полагают в УБЭП.

«Несколько тысяч вкладчиков не получили полностью всю сумму по вкладам. «Гранит» постоянно осуществлял выплаты по мере поступления средств в банк. Кому-то частично погашалась задолженность, кому-то в полном объеме. В полном объеме мы выдавали вклады ветеранам Великой Отечественной войны», – заметил Сергей Васильев уже после отзыва лицензии у банка «Гранит».

Перспективы

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», внешнее управление в ЗАО АКБ «Гранит» будет действовать до дня вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора. Большинство экспертов финансового рынка не сомневается, что в результате действий последнего банк перестанет существовать в качестве самостоятельного финансового учреждения. Более того, шансы на то, что он будет приобретен сторонним инвестором (например, крупным федеральным банком), готовым немедленно погасить все задолженности «Гранита» перед кредиторами, также очень малы.

По словам представителя Центробанка во временной администрации ЗАО АКБ «Гранит» Эдуарда Савицкого, сейчас основной зада чей, стоящей перед банком, является полное погашение всех задолженностей как перед юридическими, так и перед физическими лицами. При этом руководство Центробанка не исключает, что для достижения этой цели против банка может быть инициирована процедура банкротства. В этом случае сам банк, а также все его активы будут ликвидированы, а полученные в результате средства – направлены на выплату задолженностей.

«Процедура банкротства банку «Гранит» еще предстоит. Будет назначена временная администрация, которая будет решать вопрос о банкротстве. Для того, чтобы банк был признан банкротом, необходимо решение Центрального суда. Необходимо провести комплексную проверку по активам, по пассивам. После этого будет принято решение о признании банка банкротом», – отмечает Сергей Васильев.

Ожидается, что уже в ближайшее время временная администрация банка может выступить с объявлением о приеме требований об уплате задолженностей, числящихся за банком «Гранит», в судебном порядке и приступит к формированию реестра кредиторов банка. При этом следует ожидать, что приоритет в возвращении средств могут получить крупные юридические лица, а также кредиторы и вкладчики, уже обратившиеся с исковыми заявлениями в судебные органы. Остальные кредиторы банка, скорее всего, будут получать средства в порядке очереди, которая, как показывает практика, может затянуться, что связано с длительностью процесса банкротства и ликвидации банка. При этом наблюдатели не исключают, что в случае, если собственность и активы банка окажутся меньше предъявляемых к нему имущественных претензий, то часть задолженности может быть возвращена кредиторам с дисконтом.

Впрочем, это не будет касаться вкладчиков банка из числа юридических лиц. При этом следует отметить, что из-за финансовых трудностей банк «Гранит» не вошел в систему страхования вкладов, и, следовательно, в Федеральном агентстве по страхованию вкладов не были созданы соответствующие резервы для компенсационных выплат вкладчикам банка. Тем не менее, в соответствии с Федеральным законом «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Центральный Банк РФ возьмет на себя обязательства по возвращению всем вкладчикам «Гранита» средств с депозитов в объеме, не превышающем 100 тысяч рублей.

Впрочем, как показывает опыт вкладчиков другого обанкротившегося банка, ОАО «Диалог-Оптим», получение средств может оказаться достаточно длительным процессом. Действующее законодательство предусматривает, что конкурсный управляющий банка обязан в течение 70 дней выплатить вкладчикам часть средств с их депозитов (в случае с «Диалог-Оптим» эта сумма составила 13% от общего объема вкладов). Остальные средства выплачиваются вкладчикам через неопределенное время.


Другие материалы по теме: