«Ведомости»: За два дня котировки компании «ВымпелКом» на Нью-Йоркской бирже упали почти на 10%

3 июня 2005 (08:56)

Сотовый оператор «ВымпелКом» (торговая марка «БиЛайн»), в последнее время упрекавший своего главного конкурента – МТС в демпинге, пошел по его стопам. В I квартале средняя выручка «ВымпелКома» с одного абонента снизилась на 19%, в первую очередь из-за уменьшения стоимости минуты разговора. Это насторожило инвесторов – за два дня котировки обоих операторов на Нью-Йоркской бирже упали почти на 10%. Об этом сообщают «Ведомости».

«Финансовые результаты «ВымпелКома» оказались лучше, чем у МТС, однако в части ARPU компании не удалось оправдать ожиданий», - говорит аналитик «Атона» Елена Баженова. По ожиданиям рынка (средний прогноз аналитиков, рассчитанный Reuters), ARPU должен был составить $7,9, однако в действительности эта цифра оказалась на 8% меньше - $7,3. Таким образом, в I квартале среднемесячный счет одного абонента «ВымпелКома» и МТС снизился практически одинаково - на 19% и 20% соответственно.

В «ВымпелКоме» во всем винят сезонные факторы (длинные праздники, снижение доходов от роуминга), отсроченный эффект от декабрьской раздачи бонусных бесплатных минут и то, что в регионах, где сейчас идут основные подключения, абоненты менее доходны, чем в Москве. Сказалось на ARPU «ВымпелКома», по словам исполнительного вице-президента «ВымпелКома» Николая Прянишникова, и то, что компания в I квартале проводила акции по предоставлению бесплатных минут абонентам, пополнявшим счет на определенную сумму. В результате если у МТС в I квартале средняя цена минуты снизилась на 3%, то у «ВымпелКома» – на 11%.

Еще недавно гендиректор «ВымпелКома» Александр Изосимов упрекал МТС в том, что в IV квартале компания выбрала путь снижения цен, подорвав прибыльность рынка. И действительно, в IV квартале средняя цена минуты у МТС снизилась на 18%. Однако желаемого эффекта эта стратегия не принесла – в I квартале, когда цена минуты снизилась незначительно, абоненты МТС резко снизили разговорную активность и стали говорить на 16% меньше, чем в IV квартале.

Аналитики считают, что стремительное снижение ARPU у МТС - это не временное явление, а еще один сигнал, свидетельствующий о скором замедлении роста на рынке сотовой связи. Старший аналитик Brunswick UBS Владимир Постоловский указывает, что на размывании ARPU сказывается и увеличение абонентов с двумя SIM-картами, которые генерируют меньше доходов, чем два абонента, имеющие по одной SIM-карте.

«Действительно, – соглашается Прянишников, рост рынка в денежном выражении начинает замедляться, мы берем все более легких абонентов». Прянишников считает, что у «ВымпелКома» в этой ситуации есть несколько способов роста выручки: увеличение доходности уже существующих абонентов с помощью маркетинговых инициатив и увеличение доли в бизнес-сегменте.

Нью-Йоркская фондовая биржа отреагировала на результаты «ВымпелКома» резким снижением котировок ADR на его акции, курс этих бумаг снизился на 4,6% (позавчера после объявления результатов МТС они подешевели еще на 3,5%). ADR МТС вчера рухнули еще больше – на 5,5% (позавчера – на 5%).

«ВымпелКом» работает в России и в Казахстане. Основные акционеры – Telenor (26,6%) и «Альфа Телеком» (32,9%). Согласно отчету «ВымпелКома» по стандартам GAAP по итогам I квартала 2005 г. его выручка выросла по сравнению с IV кварталом 2004 г. на 2,5% до $ 640,6 млн., показатель EBITDA увеличился с $ 284,3 млн. до $ 306,1 млн., чистая прибыль выросла с $ 83,7 млн. до $109,7 млн. Показатель среднего дохода в месяц в расчете на одного абонента (ARPU) уменьшился за I квартал 2005 г. на 19% до $ 7,3. Абонентская база «ВымпелКома» с января по апрель выросла на 15,7% до 30,7 млн. человек.


Другие материалы по теме: