Правительство контролирует экономику "очень мягко"

17 июня 2005 (10:23)

В четверг правительство России приняло за основу два главных финансовых документа страны на 2006 год: проект федерального бюджета и перспективный финансовый план на 2006-2008 годы. Эти документы должны содержать главные макроэкономические и финансовые параметры. Однако их отличие от реальной экономической ситуации и того, что требует от правительства президент Владимир Путин, оказалось слишком велико, что выглядит несколько странно в условиях (как нас уверяют) стабильности экономики и беспроблемно работающей финансовой системы. Это свидетельствует о том, что министры регулируют экономические процессы очень мягко, предпочитая не управлять ими, а балансировать между разнонаправленными тенденциями.

Объясняет эту ситуацию только значительное замедление экономического роста, которое свидетельствует, что правительство, по мнению руководителя Института переходного периода Егора Гайдара, так и не сумело выполнить главную задачу последних двух лет - плавно перевести развитие экономики со стадии восстановительного роста на стадию роста инвестиционного. Первый этап завершился, а второй так и не наступил. Поэтому чиновники прекрасно отдают себе отчет, что рост намного меньше, чем он был год-два-три назад, но объективного оправдания замедления роста нет. Точнее, все причины эксперты и экономисты могут легко найти в действиях самого правительства, а не в каких-то внешних факторах. Это объясняет, почему параметры имеют такой разброс: министры не могут не признавать фактов и при этом снять с себя задачи по поддержанию относительно высоких темпов развития экономики, на уровне 7-8% в год. Впрочем, главный экономист ИК «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков полагает, что для развивающейся экономики, вроде нашей, даже эти темпы нельзя признать высокими. Во время доклада главы Минэкономразвития Германа Грефа премьер-министр Михаил Фрадков особо попросил его «все-таки выявить ресурсы для обеспечения удвоения ВВП к 2010 году». Однако не секрет, что министерство Грефа планирует на этот год рост в 5,6-5,8%, чего для удвоения явно недостаточно.

Как говорится в прогнозе на 2006-2008 годы, среднегодовой курс рубля к доллару в 2005 году прогнозируется на уровне 27.8 руб. за доллар, в 2006 году - 27.7 руб., в 2007 году - 28.1 руб., в 2008 году - 28.3 руб. Соотношение курса доллара к евро, по оценкам Минэкономразвития, в 2005 году составит 1.28 доллара за евро, в 2006 году - 1.28, в 2007 и 2008 годах - также 1.3. По оценкам МЭРТ, чистый отток капитала из России составит по итогам 2005 года как минимум 5-7 миллиардов долларов. Стабилизационный фонд на конец 2005 года составит 1,2 триллиона рублей с учетом досрочного погашения долга Парижскому клубу кредиторов. На конец 2006 года объем Стабфонда, как планируется, составит 1,7 триллиона рублей, к концу 2007 года - около 2 триллионов рублей, к концу 2008 года - 2,3 триллиона рублей.

Прогноз рассчитан, исходя из среднегодовой цены на нефть в 2006 году на уровне 35 долларов за баррель. В соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития России на 2006-2008 годы, рост ВВП в будущем году должен составить не менее 5,6%, в 2007 году - 5,8%, в 2008 году - 6%. Этих темпов явно недостаточно для обеспечения удвоения ВВП, что и отметил в своей жесткой реплике премьер.

Согласно пессимистическому варианту сценарных условий, цена на нефть в 2006 году составит 28 долларов за баррель, что обеспечит прирост ВВП всего на 4,7%. Кроме того, уменьшится и объем добычи нефти. Так, прогноз на 2005 год пересмотрен в сторону понижения по сравнению со сценарными условиями на 10 млн тонн - до 475 млн тонн.

Не в ладах кабинет министров и с инфляцией. Она в 2006 году, по прогнозам Минэкономразвития, составит в 2006 году 7,8%, в 2007 году - 6-7%, в 2008 году - 4-5,5%. Министры подали эти цифры как довольно условные. В ответ Михаил Фрадков подчеркнул необходимость сократить к 2008 году инфляцию до 4%, поскольку в этому году рост цен стал самой больной проблемой экономики - некоторые экономисты говорят, что инфляция может в 1,5 раза превысить изначально намеченные на этот год 8,5%. Только уменьшенная до уровня 4% в год, она может быть «залогом стабильности и эффективности исполнения ранее принятых обязательств», заметил председатель правительства.

Тем не менее, комментируя оба документа, вице-премьер Александр Жуков мягко отметил, что они носят «безусловно, социальную ориентацию». Фактически это означает, что и без того слабовато выглядящие макроэкономические параметры, скорее всего, не будут выдержаны - именно вследствие взятия на бюджет повышенных социальных обязательств. Так, экономисты дружным хором утверждают, что в этом году дополнительный рост инфляции за счет взятых правительством с начала года новых социальных обязательств составит не менее 1,5% к концу года. Поскольку социальная нагрузка на федеральный бюджет и на Пенсионный фонд будет резко увеличиваться, а цены на нефть вряд ли снизятся слишком значительно, сдерживание инфляции будет крайне трудной задачей. Скорее всего, она далеко выбежит за указанные параметры, что окажет дополнительное сдерживающее влияние на экономический рост.

Как признал глава Минэкономразвития Герман Греф, избыточные нефтедоллары будут и дальше давить на рубль, заставляя его укрепляться. В реальном выражении российская валюта может укрепиться в 2005 году на 9-10%, а в 2006-2008 годах - на 2,2%. Таким образом, реальный эффективный курс рубля, по словам министра, сравняется с уровнем докризисного 1997 года. Это приведет к интенсивному вытеснению отечественных товаров с внутреннего рынка импортными. Глава МЭРТ проинформировал, что сегодня наблюдается тенденция, при которой при повышении внутреннего спроса на 1% рост импорта составляет 2,0-2,5%. «В результате действия этих факторов в начале года российская экономика в полтора раза снизила темпы роста, и если эту инерцию торможения не приостановить, то даже при высоких ценах на нефть рост ВВП в 2005 году может понизиться до уровня от 5,0 до 5,5%, а в 2006 году может упасть до 5,0-5,2%», - сообщил министр.

Греф признал очевидную для экономистов вещь: замедление роста экономики вызвано недостаточной инвестиционной активностью. Отчасти государство готово взять эту задачу на себя. В проекте финансового плана предусмотрены средства на поддержание инвестиционного фонда. Планируется, что в 2006 году объем инвестиционного фонда составит 69,7 миллиарда рублей, в 2007 году - 72,9 миллиарда рублей, в 2008 году - 73,2 миллиарда рублей. По словам известного экономиста Леонида Григорьева, обращает на себя внимание то обстоятельство, что этих средств явно мало для стимулирования инвестиционной активности в значительных объемах, а также и то, что министерства, в частности Минфин и Минэкономразвития, до сих пор не могут договориться, в какой форме, на какие проекты и на каких условиях эти инвестиции осуществлять. Если США стимулируют свой экономический рост за счет увеличения госзаказов, а Китай - за счет строительства на казенные деньги большого количества масштабных инфраструктурных проектов, то Россия пока не делает ни того, ни другого. В условиях, когда государству не удалось обеспечить массовые частные инвестиции, государственные инвестиционные программы могли бы привести к «прорыву» в развитии нашей экономики. Однако пока чиновники боятся это делать. Наверное, опасаются, что "инвестирование по-русски" закончится банальным разворовыванием казны и средств Стабилизационного фонда.

http://www.strana.ru/stories/02/05/29/3045/251042.html


Другие материалы по теме: