Главная > VIP-интервью > Уральский завод гражданской авиации: Нашему предприятию удалось удвоить производство за 2,5 года

Уральский завод гражданской авиации: Нашему предприятию удалось удвоить производство за 2,5 года


10.02.2006. Разместил: public
заместитель генерального директора ОАО «Уральский завод гражданской авиации» Владимир ЯхлаковО сегодняшнем дне предприятия рассказал заместитель генерального директора ОАО «Уральский завод гражданской авиации» Владимир Яхлаков.

—С какими результатами «Уральский завод гражданской авиации» вступил в 2006 год?

Предприятие 2005 год закончило достаточно успешно. Мы преодолели рубеж по реализации продукции в 2 млрд. рублей. Объем проданной продукции нам удалось удвоить примерно за 2,5 - 3 года. Если президент просит нас удвоить ВВП за 10 лет, то нам удалось на заводе решить эту задачу в 4 раза быстрее. Номенклатура производимой продукции насчитывает более 10 наименований Мы производим двигатели для гражданской авиации — так называемой «большой» авиации и для вертолетов, также изготавливаем газоперекачивающую станцию для «Газпрома» на базе авиационного двигателя.

— Насколько активно работает завод на мировом рынке?

Мы поставляем свою продукцию примерно 200 различным предприятиям, география которых крайне широка. Могу назвать такие страны как Китай, Индий Малайзия, Мьянма, Бангладеш, Пакистан, Турция, Украина, Австралия, Перу, Колумбия, ряд африканских государств и еще много других. В общем, за те почти три десятка лет, которые присутствуем на международном рынке, нам удалось охватить практически весь мир.

Наши крупнейшие заказчики: Индия, Бангладеш, Сирия — проводили инспекции и дали самые положительные заключения. Именно через Сирию идет поставка авиатехники в большинство арабских стран — там наиболее сильная техническая инспекция, многие из специалистов которой учились в СССР. Мы абсолютно открыты для технической проверки. Скоро намечается приезд колумбийских специалистов.

Среди наших российских клиентов могу назвать UTair, «Газпром-авиа». Мы с ними давно и хорошо сотрудничаем.

— Как бы вы определили «нишу» УЗГА на данном рынке?

Мы двигатели не только ремонтируем, но и производим ряд деталей, прежде всего тех, которые нуждаются в быстрой замене. Еще в Советском Союзе сложилось так, что предприятия были загружены заказами на новую технику и пытались «сбросить» ремонт. Сейчас ситуация совершенно иная — выгоднее отремонтировать уже имеющийся авиадвигатель, а не приобретать и устанавливать новый. Сами предприятия-изготовители в условиях отсутствия заказов вынуждены заключать договоры на подобные работы. Наше предприятие занимает промежуточное положение между производителями авиатехники и ремонтными предприятиями. Большое количество деталей изготавливаем самостоятельно — по плану мы осваиваем до 20-30 деталей ежемесячно.

Какие технологические новации были разработаны за последнее время? На какой базе они созданы?

Мы определили в качестве перспективного направления в нашей отрасли модернизацию вертолетных двигателей Вертолеты летают в более тяжелых условиях, поэтому их моторы в большей степени нуждаются в модернизации. В связи с этим мы разработали новую технологию покрытия лопаток. Данная технология прошла ряд испытаний, в том числе, в лабораториях General Electric, на американских вертолетах «Мустанг» и была признана успешной— на порядок лучше налогов, которые есть у наших конкурентов. Мы сами разработали данную технологию и являемся ее носителями.. Разработка велась на собственной научной базе УЗГА. У нас есть сеть лабораторий, которые развиваются за счет средств завода.

—Какие средства вкладываются в развитие производства?

В развитие производства мы вкладываем порядка 5-6 млн. долларов в год. Эти средства идут на строительство, привлечение научно-исследовательских организаций, закупку оборудования. Завод постоянно строится: практически каждый год мы сдаем новые цеха и производственные участки. Сейчас готов к запуску большой цех гальванических покрытий с самой современной системой очистки, которая позволит, не останавливая производства, обеспечивать экологическую безопасность. В прошлом году реконструировали площадку в Кольцово, ведем модернизацию на Уктусе.

— Остались ли у «Уральского завода гражданской авиации» объекты социальной сферы?

Завод выполняет определенную социальную миссию. К примеру, мы содержим за счет собственных средств детский комбинат, достаточно популярный среди жителей города, которым руководит директор Петренко. Среди родителей, чьи дети ходят в этот комбинат, много работников завода. Они оплачивают только пребывание ребенка, содержание в данном учреждении дотирует завод. На эти цели расходуется 6-7 млн. рублей в год.

Еще мы содержим в Сысерти подсобное хозяйство, куда завезены с дальнего Востока 750 оленей.. Это осталось еще со времен продовольственной программы КПСС. Другие предприятия построили коровники и свинарники, которые развалились. А у нас осталось стадо этих животных, занесенных в «Красную книгу», которых мы содержим и охраняем от браконьеров. Попутно мы налаживаем производство пантокрина.

— «Уральский завод гражданской авиации» входит в Ассоциацию авиадвигателестроения. Какие цели и задачи решает эта организация?

Наш генеральный директор Анатолий Падеров возглавляет одну из секций — научно-техническую — Ассоциации авиационного двигателестроения. Заседание одной из секций конференции, в котором участвовали ведущие отраслевые институты прошло у нас на заводе. Был отмечен высокий уровень нашего авиапроизводства. Президент АССАД — Виктор Чуйко, бывший заместитель министра авиационной промышленности, — создал эту организацию для того, чтобы объединить предприятия и осуществлять связь с государственной властью. В ходе заседания секции возникла инициатива о создании уральского регионального авиацентра. Базой должны стать наш завод и завод в Арамили. С этой идеей мы обратились в федеральное агентство по промышленности России и к губернатору

—Создание холдинга подразумевает какие-либо государственные инвестиции?

Нам интересны не столько государственные инвестиции, сколько государственный заказ. Объявлено, что 2015 года в авиапром будет инвестировано 19,5 млрд. рублей. Как будет распределяться — пока непонятно. Государство закупает машины для МЧС, для силовых ведомств. Мы и сейчас работаем по госзаказу, но он не финансируется в полной мере. Закупки авиатехники будут проводиться по тендеру., в ходе которого, как мы надеемся, будут выбраны лучшие производители. Сейчас мы уже выполняем ряд контрактов для таможенной авиации, пограничников, МВД.

—Каков ваш прогноз — будет создан холдинг или нет?

Прежде всего, необходимо определиться с формой собственности данного холдинга. Непонятно пока, каким образом можно объединять государственные унитарные предприятия и акционерные общества. Еще один сложный вопрос — оценка имущества предприятий, не только имущественного комплекса, но и интеллектуальной собственности.

— Каковы еще планы и перспективы предприятия?

У нас большие планы в развитии проекта «воздушного такси» — самолета МАИ-223. Это шестиместная машина, аналогов которой в России нет. Мы будем производить самолет полностью, кроме двигателя. Одно из подразделений УЗГА производит яхты и катера повышенной комфортности.

Кроме того, мы планируем участвовать в строительстве жилья для работников завода, в том числе и по ипотечной схеме. Мы уже проводим переговоры с одним из крупнейших банков по данной программе.

—В отношении предприятия предпринимался ряд попыток недружественного поглощения. Как ситуация разрешилась?

Самих рейдеров, которые предпринимали попытки захвата, мы выявили. Но заказчик, к сожалению, остается скрыт. Это вполне понятно — многим хочется получить уже чистый пакет акций предприятия, но заниматься «очищением» крайне сложно. Мы предполагаем, кто стоял за этими попытками, но указать не можем. Со всей уверенностью можем сказать, что рейдерская атака была отбита благодаря тому, что работники завода проявили солидарность в защите предприятия. Неоценимую помощь оказал и губернатор Россель, который указал прокуратуре на необходимость активизировать действия по защите законных собственников. Большую роль сыграла и позиция генеральной прокуратуры, других правоохранительных органов: окружного управления МВД, МВД РФ. Особенно хочется поблагодарить сотрудников Кировской районной прокуратуры и лично прокурора Свердловской области Павла Кукушкина.

Отдельно хотелось бы отметить позицию регионального отделения ФСФР, регистратора — ООО «Регистратор-Капитал», которые также вели себя в полном соответствии с законом.

Подобные рейдерские атаки ведут, в конечно счете, к подрыву авиапромышленного комплекса России. Любая информация о конфликте связанном с предприятием, негативно отражается на наших позициях на внешнем рынке и играет на руку нашим конкурентам. Дело в том, что наши основные конкуренты находятся на Украине. А если вспомнить недавнее заявление вице-премьера, министра обороны Сергея Иванова о том, что Украина может вступить в НАТО, то эти атаки становятся все более угрожающими. Кроме того, любая потеря заказа — это потерянные заработные платы, неуплаченные налоги.

— Какую цель преследовали эти рейдеры? Они же не могли аккумулировать значительный пакет акций?

Мы предполагаем, что исполнители договорились сразу с несколькими заказчиками. Если бы им удалось довести предприятие до остановки, то было бы выполнено требование одного из заказчиков. Если бы им удалось «очистить некий пакет акций от законных владельцев, то эти активы были бы перепроданы, возможно, кому-либо из олигархов. К сожалению, рейдерская активность процветает. Несовершенство нашего законодательства дает возможность зарабатывать на ней огромные деньги.

Впрочем, мы успешно преодолели все попытки недружественного поглощения. Мы и дальше будем успешно развиваться, выполнять те задачи, которые перед нами стоят.

Вернуться назад