Главная > Экономика > Проект ФНС по получению доступа к банковской информации может отрицательно сказаться на работодателях

Проект ФНС по получению доступа к банковской информации может отрицательно сказаться на работодателях


3.08.2006. Разместил: public
Накануне Федеральная налоговая служба сообщила, что готовится к рассмотрению документ, регламентирующий возможность получения налоговыми органами информации о кредитах, выданных организациями физическим лицам, а также платежах по возврату кредитов». В рамках борьбы с «серыми» зарплатами налоговики хотят, получив доступ к этой информации, выяснить, сколько же на самом деле зарабатывают россияне.

Объем выданных на сегодняшний день кредитов населению, по данным ЦБ, составляет 1,2 трлн. рублей. Довольно сложно сказать, какая часть из этой суммы выплачивается из «серой» зарплаты, однако, как пишет газета «Ведомости», почти наверняка сумма значительная.

«Фактически получение налоговыми органами информации о кредитах, выданных кредитными организациями физическим лицам, а также платежах по возврату кредитов, уже происходит, то есть по требованию Федеральной налоговой службы банки раскрывают информацию о состоянии кредитной истории заемщика. На мой взгляд, предлагаемый ФНС проект нормативного акта о раскрытии сведений о кредитной истории заемщиков, станет очередным декларативным документом, а с точки зрения практической деятельности — это бесполезно, поскольку привлечь компании, которые платят своим работникам «серые» зарплаты на основании данных о расходах сотрудников практически невозможно», — заявляет УрБК партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры» Иван Кадочников, комментируя вышеуказанную инициативность налоговых органов.

Многие банкиры протестуют против принятия упомянутого закона, говоря о нарушении банковской тайны. Однако, как утверждает генеральный директор юридической фирмы «Юс-Когенс» Светлана Корабель, говорить о нарушении банковской тайны в случае принятия данного закона будет неправильно, если это будет федеральный закон. В этом случае, ни о каком нарушении не будет идти и речи.

«Более того, даже теперь, когда подобный закон еще не принят, по требования ФНС любое банковское учреждение безоговорочно предоставит все нужные сведения о заемщиках», — заявляет Светлана Корабель.

«На мой взгляд, данный законопроект, прежде всего, отразится на работодателях, которые зачастую начисляют заработную плату работнику на одну сумму, а в справке о доходах указывают другую», — утверждает Светлана Корабель.

«Что касается того, что банки могут потерять, благодаря этому закону, часть своих заемщиков или будущих вкладчиков, можно заметить, что в том случае, если на все банки без исключения будут наложены одинаковые требования, «затишье» среди желающих оформить кредит будет непродолжительным», — заключает С. Корабель.

Как считает директор департамента аудита ООО «Интелис—правовая поддержка» Александр Рульков, многие работодатели могут потерять привлекательность для соискателей в случае, если налоговые службы получат доступ к информации о кредитах физических лиц и платежах по их возврату

«С точки зрения борьбы с «серыми» заработными платами, налоговики не добьются какой-либо результативности в этом процессе благодаря тому, что получат возможность получать информацию о выданных физическим лицам кредитам, о платежах по их возврату», — заявил Александр Рульков.

«Прежде всего, данный закон, если он будет принят, негативно отразится на работодателях, поскольку после того, что они вынуждены будут предоставлять справки о доходах, с указанием только «белой» заработной платы, многие соискатели потеряют к ним интерес, а на сегодняшний день, на рынке труда очень серьезный аспект занимает вопрос привлечения в компании квалифицированных рабочих. Кредит, ипотека, лизинг и прочие операции с банковскими организациями на сегодняшний день стали довольно популярны для граждан. Таким образом, фирмы, отказывающие предоставлять справки о реальной, включая «серую», заработной плате в банковские структуры, для многих соискателей теряют привлекательность», — утверждает Александр Рульков.

«Непосредственно для физических лиц, воспользовавшихся услугами банков, данный законопроект может повлечь дочисление налогов. Однако, вероятность этого не велика», — сообщает А. Рульков.

Юрист агентства юридической безопасности «Интеллект-с» Роман Речкин также считает, что получение доступа к информации о заемщиках не даст налоговой службе полных сведений о заработной плате Россиян.

«Возможность получать налоговыми органами информации о кредитах, выданных кредитными организациями физическим лицам, а также платежах по возврату кредитов существует уже сейчас. И хоть с юридической точки зрения, ФНС не имеет право получать информацию о выданных физическим лицам кредитах, банки эти данные им все же предоставляют. Однако эта информация не может быть основополагающей для того, чтобы доначислить налоги. С помощью нее не удастся также получить полную информацию о заработной плате заемщиков. Поэтому принятие данного закона я считаю не целесообразным», — заявил Роман Речкин.

Иного мнения придерживается заместитель директора Института экономики УрО РАН Андрей Шеломенцев. Его позиция в данном вопросе сходится к следующему: государство имеет право знать о реальных доходах своих граждан.

«Это совершенно нормальный процесс, когда государство стремится иметь полную и достоверную информацию о доходах физических лиц, их реальном имуществе и сделках, которые они с этим имуществом осуществляют. С экономической точки зрения это совершенно оправдано. Вопрос заключается в том, какими средствами этот контроль со стороны нашего государства будет осуществляться», — сказал А.Шеломенцев.

По словам Шеломенцева, конкретной информации о содержании проекта нормативного акта, который, по сообщению федеральных СМИ, готовится ФНС в целях получения ее доступа к банковской информации, пока нет.

«Если кого-то пугает, что подобный подход к решению задачи установления реальных доходов населения войдет в противоречие с законом о банковской тайне, то это уже не вопрос экономики, а вопрос правовых механизмов. Им должны заниматься юристы, проводя детальный анализ наличия противоречий действующему законодательству. Как показывает опыт, в нашей стране все у нас делается только со второго или третьего раза. Возможно, это начало нового этапа. А борьба с «серыми» зарплатами — не более чем частность. Конечная цель намного глобальнее», — подчеркнул А.Шеломенцев.

Таким образом, большинство мнений компетентных специалистов сводятся к тому, что, в первую очередь, готовящийся проект ФНС по получению доступа к банковской информации скажется на работодателях, возможно вызвав у них сложности в привлечении новых сотрудников. Больше же, по мнению специалистов, ни к чему, кроме возросшего у банков документооборота и некоторого пролоббирования изменений в законодательстве, это не приведет.

Вернуться назад