Главная > Экономика > Аналитики финансового рынка: Банковский рейтинг — один из важнейших индикаторов при анализе кредитных организаций

Аналитики финансового рынка: Банковский рейтинг — один из важнейших индикаторов при анализе кредитных организаций


2.05.2007. Разместил: public
По мнению аналитиков финансового рынка, банковский рейтинг — это один из важнейших индикаторов при анализе кредитных организаций. Эксперты отмечают: высокий банковский рейтинг кредитной организации повышает ликвидность акций, позволяет привлекать капиталы с низкими издержками, дает возможность быть замеченным и востребованным в крупных сделках. Основные «потребители» рейтингов — вкладчики и инвесторы компаний, причем как реальные, так и потенциальные.

«Рейтингование — одна из самых распространенных процедур публичного регулирования финансовых рынков. Рейтингование позволяет специализированной организации проводить мониторинг кредитных организаций, тем самым упреждающе воздействовать на принятие решений инвесторов, вкладчиков. Это, по сути, лист достижений банковских учреждений», — рассказал УрБК генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.

«Теоретическое значение банковских рейтингов — это количественная модель, в которой отражаются лишь ретроспективные данные, но в которую включают иногда (не все рейтинговые агентства) управленческий потенциал или организационный капитал, ведь добавочная стоимость банка создается не обязательно на стороне активов, как у производителя продукции, но и на стороне пассивов. Практическое значение банковского рейтинга в том, что это своего рода индикатор кредитных рисков. Если уж финансовые посредники, которые, по сути, должны принимать на себя инвестиционные риски, не обеспечивают возвратность капитала, то кредитные риски по всей экономической системе растут. К сожалению, большинство агентств занимаются построением списков банков на основе активов, денежных потоков, величиной собственного капитала, не анализируя источники добавочной стоимости», — отметил В. Чащин.

«Рейтинг — это выстраивание банков по определенному алгоритму в порядке убывания того или иного признака в динамике. Как правило, в качестве этого признака выступают активы банка, хотя иногда это бывает капитал. Также можно составлять рейтинги второго порядка по иным критериям: самые розничные, самые прибыльные и т. п. Таким образом, рейтинговая таблица чаще всего включает сумму активов, капитал, прибыль в динамике», — сообщил УрБК директор по управлению активами ИФК «Уником Партнер» Виталий Калугин.

«Банковский рейтинг — попытка по критериям проранжировать банки. В рейтинге многое зависит от двух составляющих: от доверия к нему и формирования критериев, по которым происходит ранжирование. В банковских рейтингах стандарты уже сформированы, на первом месте, как правило, выступают такие показатели, как активы банка, капитал, прибыль. На мой взгляд, в рейтингах есть моменты, которые могут не заметить неспециалисты, но они являются наиболее важными для профессионалов. Например, я обычно смотрю не на собственно капитал, а на отдачу от капитала», — сообщил УрБК директор уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.

«Функции публичного рейтингования сводятся преимущественно к четырем. Во-первых, выявление основных рисков для банковской системы, слабых точек системы — это могут быть рыночные риски, риски со стороны заемщиков. Во-вторых, обработка масштабной и сложной информации, которая является недоступной для простого обывателя. В-третьих, построение целевых ориентиров для субъектов хозяйственной деятельности по рискам, по свободным денежным потокам. В-четвертых, построение рыночных агрегированных мультипликаторов (отраслевых показателей)», — дополнил Всеволод Чащин.

«Теоретическое значение банковских рейтингов скорее в разработке наиболее правильных, актуальных подходов формирования рейтингов. Практическое значение — рейтинг важен как для инвесторов, так и для вкладчиков при принятии решения о выборе кредитной организации. Это некий знак качества. Особенно большое значение он приобретает для непрофессионалов — человек, выбирая банк, доверит свои средства той кредитной организации, которая находится на верхних позициях рейтинга. Если рассматривать с точки зрения инвестора, то вероятность того, что инвестор обратит внимание на банк с высоким рейтингом, гораздо выше. Само наличие рейтингов позволяет механизировать инвестиционный процесс», — считает К. Селянин.

«Основными потребителями продуктов рейтинговых систем банков являются инвесторы. Поиск инвестиционных возможностей с минимальными кредитными рисками очень характерен для пенсионных фондов, международных клиринговых организаций, импортеров и экспортеров, даже для оценщиков. В общем, круг пользователей очень широк. Преимущества рейтинга сводятся к тому, что его код включают в листинг биржи наивысшего уровня, его можно включать в портфели страховых компаний, пенсионных фондов, кроме того, он у всех на слуху», — выразил свое мнение В. Чащин.

«Основными «потребителями» продуктов рейтинговых систем банков является потенциальный вкладчик и инвестор. Многим людям рейтинги заменяют свой анализ, и они полностью им доверяют. Основное его преимущество — это облегчение выбора при принятии решения инвесторов и вкладчиков. Для банков рейтинг дает возможность снижать стоимость пассивов. Банк может привлечь вклады по более низким ставкам, при выпуске акций их цена может быть выше средней цены по рынку», — заключил К. Селянин.

«Рейтинг банка полезен самому широкому кругу рыночных участников — потребителям его услуг, инвесторам, собственникам. Потребители его услуг, например вкладчики, могут понять, насколько динамичен выбранный банк, полагая, что величина банка прямо пропорциональна его надежности. Инвесторы могут из рейтинга оценить стоимость банка и понять его рыночные перспективы в случае его приобретения. Собственники также могут оценить рыночную стоимость банка, а также оценить качество его менеджмента и правильность выбранной стратегии», — отметил В. Калугин.

«Для банка расположение на высоких позициях международных и национальных рейтингов дает возможность привлекать капиталы с низкими издержками, т. е. создавать добавочную стоимость на стороне пассивов, возможность быть замеченным и востребованным в крупных сделках», — констатирует В. Чащин.

«Рейтинги как таковые весьма популярны в рыночной экономике. Основная практическая ценность, я полагаю, в исследовании динамики, так как рейтинги чаще всего даются за два периода. То есть основная функция — оценочная. Надо понимать, что рейтинг обычно измеритель размера, тогда как многим надо знать надежность банка. А вот этим уже занимаются специальные агентства. Расположение банка на высоких позициях рейтинга дает понимание того, что принятая стратегия оказалась верной. Также, возможно, он позволяет привлечь внимание крупных стратегических инвесторов», — заключил В. Калугин.

Вернуться назад