Главная > VIP-консультант > Дорога к сырьевой независимости

Дорога к сырьевой независимости


10.09.2001. Разместил: public
Освоение Средне-Тиманского месторождения по сути является созданием отечественной сырьевой базы для алюминиевой промышленности.

Двадцать третьего августа в республике Коми был заложен еще один камень в основание отечественной сырьевой базы для российской алюминиевой промышленности. Начались железнодорожные перевозки бокситов Средне-Тиманского месторождения с разъезда Макарова до станции Чинья-Ворык.

Сырье для производства алюминия – бокситы – при советской власти считалось стратегическим. В первую очередь это было обусловлено потребностями ВПК в «крылатом металле». Одним из основных поставщиков относительно высококачественных бокситов было производственное объединение СУБР. По мнению специалистов до освоения Средне-Тиманского месторождения только эти бокситы в СНГ могли перерабатываться наиболее простым способом Байера, да и то с некоторой натяжкой. После распада СССР в результате сокращения объемов инвестиций, а также других факторов добыча бокситов на Урале в 1994-1996 гг. сократилась до 2,7-2,8 млн тонн в год при потребности уральских заводов в 4,5 млн тонн. Кроме того, после распада СССР за пределами России оказалось более 2,9 млн тонн мощностей по производству глинозема. В результате обеспеченность российского алюминиевого производства отечественным сырьем снизилась до 40 %. После 1998 г. ОАО «Севуралбокситруда» начало наращивать объемы производства, но полностью обеспечить уральские заводы сырьем уже не могло. Кардинально изменили ситуацию бокситы Средне-Тиманского месторождения, первые тонны которого были отправлены на заводы в феврале 1998 г. Как известно, развитие отечественной сырьевой базы является одним из приоритетных направлений ОАО «СУАЛ-Холдинг». В состав компании входят как ОАО «СУБР» и ОАО «ЮУБР», так и акционерное общество «Боксит Тимана».

Судьба уральских рудников

На Урале действуют два бокситовых рудника – Севуралбокситруда и ЮУБР. Оба имеют давнюю историю. СУБРу, например, исполнилось в этом году 67 лет. Однако если Южно-Уральский бокситовый рудник в значительной мере выработал свои запасы, и объем добычи его составляет не более 300 тыс. тонн бокситов в месяц, то перспективы ОАО «Севуралбокситруда» просматриваются как минимум на десять лет вперед. Предприятие работает рентабельно. В прошлом году горных выработок пройдено на 3447 метров больше, чем в 1999 г., а от этого зависит будущее предприятия. Кроме того, СУБР платит все налоги в бюджет и внебюджетные фонды.

По мнению исполнительного директора СУБРа Виктора Радько, важным этапом развития предприятия стало его вхождение в вертикально интегрированную компанию СУАЛ-Холдинг. Стабилизировалось снабжение уральских алюминиевых заводов рудой. В 2000 г. в капитальное строительство было инвестировано 400 млн руб., что на 60% больше, чем в 1999 г. Завершены исключительно важные для предприятия пусковые объекты, расположенные на шахтах «Черемуховская», «Кальинская», «14-14 бис». Значительные средства направлялись на строительство шахты «Ново-Кальинская», которая станет первой шахтой, построенной в постсоветской России. Ожидается, что она вступит в действие в начале 2004 г. и заменит шахты «16-16 бис» и «15-15 бис», в значительной степени выработавшие запасы бокситов. Кроме того, перед СУБРом стоит задача повысить качество руды, снизить ее себестоимость.

Бокситовый клондайк

Средне-Тиманское месторождение бокситов с запасами в 264 млн тонн было открыто в 1971-1973 гг., но активная работа по его освоению была начата в 1997 г., после того, как ОАО «СУАЛ» стало основным акционером АО «Боксит Тимана». В феврале 1998 г. первые тонны бокситов были перевезены на станцию Чинья-Ворык автомобильным транспортом. Эта схема использовалась вплоть до последнего времени и была достаточно затратной. На сегодняшний день на руднике добыто 1,8 млн тонн бокситов, один миллион из которых в июле 2001 г. был переработан Уральским алюминиевым заводом. В частности, в первой половине 2001 г. объем добычи составил 630 тыс. тонн. В феврале 2000 г. принципиальное решение о строительстве железной дороги было принято на Совете директоров СУАЛа, в мае корпорация «Трансстрой» приступила к работе. Подготовительные работы и монтаж трассы шли беспрецедентными темпами. В феврале 2001 г. были пущены первые 10 км дороги, самые сложные по рельефу и насыщенности трубными переходами, а к августу 2001 г. строителям удалось уложить рельсы до 67-го километра, то есть построить половину дороги.

По расчетам, несмотря на внушительный объем инвестиций, Тиман – достаточно выгодный проект. В зависимости от условий финансирования внутренняя норма дохода на общие инвестиции составит 20-25%. Важно также отметить, что при оценке целесообразности строительства нового глиноземного завода на бокситах Средне-Тиманского рудника с расположением его в Республике Коми, был учтен низкий уровень затрат на бокситы, что обеспечивает приемлемые показатели и для этого инвестиционного проекта.

Все ближе станция «Тиман»

На официальное открытие движения на тиманской трассе 23 августа на разъезд Макарова прибыли глава республики Коми Юрий Спиридонов, губернатор Свердловской области Эдуард Россель, президент ОАО «СУАЛ-Холдинг» Виктор Вексельберг и другие представители региональных властей, в частности, министр металлургии Свердловской области Владимир Молчанов.

По мнению главы Коми Юрия Спиридонова освоение Средне-Тиманского месторождения – это по сути создание отечественной сырьевой базы для алюминиевой промышленности. На протяжении десятилетий Россия покупала бокситы за границей. Теперь ситуация меняется. По словам губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя с освоением Средне-Тиманского месторождения Россия приобрела дополнительные мощности по добыче бокситов, благодаря которым страна стала более независимой по сырью. Стабильные источники сырья дают возможность увеличить производство алюминия в Свердловской области в два раза, а глинозема в 1,3 раза.

Строительство железной дороги будет продолжаться, несмотря на решение министерства путей сообщения, которое с первого августа 2001 г. в два раза подняло тарифы на железнодорожные перевозки продукции предприятий цветной металлургии, что снизило рентабельность производства глинозема и алюминия. Только в 2001 г. в строительство трассы к тиманскому руднику будет инвестировано 50 млн долл., а к концу будущего года первый поезд придет на станцию «Тиман». Это позволит запустить на полную мощность первую очередь рудника и добывать до 2,5 млн тонн бокситов в год.

Выводы

Анализируя аспекты решения проблемы сырья для алюминиевых заводов, можно сделать несколько выводов. Во-первых, роль отечественного сырья для алюминиевой промышленности России будет возрастать. На базе действующих источников минерального сырья (СУБР, Кия-Шалтырский нефелиновый рудник, нефелиновый концентрат комбината «Апатит») с учетом оптимального использования мощностей действующих глиноземных предприятий суммарное производство глинозема в России из отечественного сырья вполне реально в объеме 3000-3100 тыс. тонн в год, в т.ч. из бокситов – 1800-1850 тыс. тонн в год и нефелинового сырья – 1200-1250 тыс. тонн в год. Во-вторых, с учетом перевода Уральского алюминиевого завода на переработку бокситов первой очереди Средне-Тиманского бокситового рудника (СТБР) СУБР продолжит обеспечивать сырьем глиноземное производство Богословского алюминиевого завода. Все это позволит снизить зависимость отечественных производителей алюминия от импортного сырья и обеспечить сырьевую безопасность России.

Вернуться назад