Главная > VIP-интервью > Сергей Пирогов: Каждый третий уралец является абонентом компании «МОТИВ»

Сергей Пирогов: Каждый третий уралец является абонентом компании «МОТИВ»


21.12.2007. Разместил: public
заместитель генерального директора телекоммуникационной группы «МОТИВ» Сергей ПироговНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» отвечает заместитель генерального директора телекоммуникационной группы «МОТИВ» Сергей Пирогов.

— Сергей Анатольевич, «МОТИВ» известен в первую очередь как оператор сотовой связи. Не так давно компания начала говорить о переходе в новый статус. Чем обусловлен этот шаг?

— Действительно, с 1996 года наша компания известна как сотовый оператор, и в этой области мы достигли значительных успехов. Достаточно сказать, что на начало декабря 2007 года число абонентов мобильной связи «МОТИВ» превысило 1 миллион 315 тысяч человек. Это направление нашей деятельности продолжает оставаться для нас ключевым, формирующим основной доход компании.

В 2004 году, когда «МОТИВ» уже твердо стоял на ногах и имел репутацию надежной компании, встал вопрос о дальнейшем развитии бизнеса. Возможность географической экспансии сотовой связи, в связи с особенностями регулирования, была маловероятна. Вследствие этого мы приняли решение о расширении географии присутствия за счет новых для нас, но уже известных рынку телекоммуникационных услуг: местная, междугородная, международная, внутризоновая связь, передача данных и предоставление услуг доступа в Интернет. Наш переход в новый статус — это логичное действие, давно ожидаемое от такой стабильной и активно развивающейся компании, как «МОТИВ».

— Каковы были первые действия по переходу компании в статус телекоммуникационной группы?

— В 2004 году, когда мысль о необходимости качественного роста компании окончательно сформировалась, «МОТИВ» уже твердо стоял на ногах и имел ярко выраженный потенциал к дальнейшему росту. Свое развитие в предоставлении новых услуг абонентам мы начали с оказания услуг местной связи. На тот момент это было наиболее целесообразным и естественным решением. С 1996 года «МОТИВ» работает со стандартом сотовой связи D-AMPS, который подразумевает наличие городской номерной емкости. Поэтому нам понадобилось только провести ряд технических усовершенствований, и мы смогли предоставлять услуги городской связи.

Когда услуга GPRS в сетях GSM получила широкое распространение, было принято решение не использовать техническую базу других провайдеров для передачи данных и доступа в Интернет, а создать свою систему доступа в глобальную сеть. Строительство собственных разветвленных цифровых каналов связи на основе оптико-волоконных линий позволило нам оказывать услуги доступа в Интернет как полноценному интернет-провайдеру. Первыми нашими абонентами стали жители и арендаторы клубного дома «Тихвинъ», когда строилась его первая очередь, и несколько домов экономкласса в районе Пионерского поселка.

В 2005 году, после введения нового порядка транзита пропуска трафика, мы приняли решение создать собственный зоновый узел. Тем более что для этого уже имелась техническая возможность — существующие каналы связи и точки присоединения в районах области. Нам оставалось лишь расширить сеть там, где инфраструктуры не хватало, и установить соответствующее коммутационное оборудование. В 2005 году мы получили лицензию на оказание услуг внутризоновой связи, а в 2006-м начали оказывать услуги по пропуску трафика через собственный зоновый узел в Свердловской области.

Такие телекоммуникационные направления деятельности, как внутризоновая связь и услуги доступа в Интернет, первоначально создавались для собственных нужд и оптимизации затрат компании. Но со временем, благодаря активному развитию сетей, мы получили возможность предлагать эти услуги сторонним заказчикам.

— Каким образом создание новых направлений повлияло на внутреннюю структуру «МОТИВа»?

— Если раньше под брендом «МОТИВ» подразумевалась деятельность по оказанию услуг сотовой связи, то сегодня весь широкий спектр телекоммуникационных услуг оказывают 4 оператора связи в составе группы компаний «МОТИВ». Направление сотовой связи сосредоточено в базовой компании группы — ООО «Екатеринбург-2000». Внутризоновая связь — в компании ООО «Европейско-азиатские магистрали», которой принадлежат и лицензии на этот вид телекоммуникационных услуг. Отдельная компания была создана для предоставления услуг международной и междугородной связи — «Мобифон-2000». А в Пермском крае мы действуем через ЗАО «Пермская телефонная компания», которая располагает лицензиями на оказание услуг местной и внутризоновой телефонной связи на территории Пермского края.

Кстати, начало предоставления услуг компанией «Европейско-азиатские магистрали» фактически означало появление первого в УрФО альтернативного оператора зоновой связи. До нашего появления на телекоммуникационном рынке региона услуги внутризоновой связи могла оказывать только одна компания. У других операторов просто не было правовых основ для деятельности в этом направлении. Наличие же нескольких операторов зоновой связи дает местным операторам и их абонентам возможность выбора. Ну а с началом работы в 2008 году компании «Мобифон-2000», оператора услуг междугородной и международной связи, мы сможем свой сотовый, и не только, трафик отправлять в другие города, регионы и страны самостоятельно. В будущем это позволит предоставлять услуги дальней связи абонентам по более доступным и удобным тарифам.

— Основу клиентской базы компании «МОТИВ» до последнего времени составляли физические лица. На кого ориентированы новые направления бизнеса?

— Очевидно, что направление сотовой связи ориентировано в первую очередь на физических лиц. Но с переходом компании в новый статус мы рассчитываем в основном на корпоративный рынок и рынок операторов связи. Это связано с тем, что массовый рынок по некоторым направлениям уже полностью насыщен либо близок к насыщению. В качестве примера возьмем фиксированную телефонную связь: сейчас ни в одном районе города нет проблем по установке стационарного телефона. Более того, участились случаи, когда абоненты отказываются от фиксированной телефонии в пользу мобильной связи. В такой ситуации выходить на розничный рынок просто не имеет смысла: тянуть «кабель до дома» для того, чтобы подключить одного-двух жильцов, мягко говоря, убыточно. Именно поэтому мы изначально ориентированы на юридических лиц, на работу в масштабах целых объектов, зданий, компаний. В структуре нашей группы существует подразделение, задача которого — телекоммуникационное обеспечение строящихся объектов. Мы предлагаем застройщику комплексное решение всех его потребностей в данной отрасли — обеспечение дома телефонией, Интернетом. В случае необходимости мы можем осуществить также работы по монтажу других слаботочных систем: сигнализаций, пожарных систем, видеонаблюдения, диспетчеризации лифтов. Более того, мы берем на себя все дальнейшие заботы по ведению и обслуживанию всего этого хозяйства.

Услуги внутризоновой связи — это бизнес для бизнеса: мы предлагаем их другим операторам связи, имеющим собственную абонентскую базу. Дело в том, что в регионах Уральского федерального округа существует достаточное количество небольших операторов фиксированной связи. Как правило, это телефонные узлы на крупных предприятиях, которые зачастую обслуживают и несколько прилегающих к ним городских районов или населенных пунктов. Именно им мы и предлагаем свои услуги. Кроме того, во многих бизнес-центрах класса «А» правилами предусмотрено наличие нескольких поставщиков услуг телефонии, и мы выступаем в качестве одного из альтернативных операторов.

Также «МОТИВ» применяет самый широкий спектр технологий для обеспечения магистральных транспортных сетей: это уже упомянутая оптика, радиорелейные линии, и в этом году мы реализовали ряд проектов по привязке базовых станций GSM через спутниковые каналы связи. Это актуально в тех труднодоступных районах, в которых другие варианты невозможны. Например, в этом году мы обеспечили сотовой связью через спутник поселок Табары.

— Насколько сильна конкуренция в области оказания услуг по телекоммуникационному обеспечению строящихся объектов? За счет каких конкурентных преимуществ группа компаний «МОТИВ» планирует расширять свое присутствие в этом секторе?

— Современный рынок по оказанию телекоммуникационных услуг достаточно конкурентен, но наши уверенные позиции обусловлены целым рядом преимуществ. Во-первых, мы предлагаем своим клиентам комплексный подход к решению всех проблем, связанных с телекоммуникацией. Мы не просто подводим к жилому дому или бизнес-центру телефонную линию или Интернет, мы делаем это комплексно, начиная от разработки проекта и заканчивая непосредственно предоставлением услуг и абонентским обслуживанием.

Более того, мы обеспечиваем установку этих систем «под ключ». За каждым объектом у нас закрепляется менеджер проекта, который до сдачи объекта отвечает за качество всех осуществляемых работ, оперативно решает все возникающие вопросы.

«МОТИВ» обладает 11-летним опытом работы с клиентами. Мы умеем находить индивидуальный подход к каждому заказчику, понимаем, что ему нужно, и стараемся удовлетворить все его потребности. В конце концов, мы можем полностью оградить нашего клиента от различных вопросов и проблем, связанных с телекоммуникационным обеспечением бизнеса, взяв это направление на аутсорсинг.

Ну и, наконец, особым преимуществом является наличие свыше 300 километров собственных высокоскоростных оптико-волоконных сетей, проложенных в Екатеринбурге.

— Какие технологии передачи данных применяются при организации связи на новых объектах? Применяете ли вы распространенные технологии ADSL?

— Традиционные технологии ADSL мы не используем, так как они имеют серьезные ограничения по скорости. Как правило, они развиваются традиционными операторами связи, имеющими большое количество медной сети, которую им необходимо использовать по максимуму. Мы же применяем наиболее современную, чем известная ADSL, систему оптико-волоконных линий связи, которые позволяют пользователям получить соединение более качественного и высокого уровня. Наши линии ВОЛС обладают высокой пропускной способностью, ведь минимальное количество волокон в кабеле — 64, а в большинстве случаев на междугородных линиях их 96.

При прокладке ВОЛС в населенных пунктах мы используем сверхсовременную технологию горизонтально направленного бурения. Работы производятся с использованием бурильной установки All Terrain, которая не имеет аналогов в мире по своим возможностям и параметрам эффективности работы. Машина бурит абсолютно все породы, что очень актуально на Урале. Технология позволяет прокладывать ВОЛС под землей за максимально короткие сроки, не нанося ущерб дорожному полотну, под любыми естественными и искусственными препятствиями.

— Для осуществления всех этих задач нужны очень грамотные кадры. Как вы решаете эту проблему?

— О нас давно говорят, что «МОТИВ» — это военная компания, где все «строятся и ходят с песней». Отчасти в этом есть определенная доля истины. Действительно, в 1996 году компания была основана военными связистами с 20—25-летним опытом службы в войсках связи. Их принцип работы: надежная связь в любое время и в любых условиях. И сегодня костяк инженерно-технических подразделений нашей компании составляют военные, для которых связь — не просто профессия.

— Каковы планы телекоммуникационной группы «МОТИВ» на ближайший год и что будет со стандартом D-AMPS?

— Внутризоновый узел в Свердловской области был запущен нашей компанией в сентябре 2006 года. На территории остальных субъектов Уральского округа внутризоновые узлы будут запущены в коммерческую эксплуатацию в начале 2008 года. В Свердловской области сейчас 9 точек соединения, расположенных в 9 городах. В первом квартале 2008 года их будет 18 — практически в каждом крупном населенном пункте.

Если говорить об Интернете, то в 2008 году мы сосредоточимся на Свердловской области, поскольку используем оптико-волоконные линии связи, а проведение таких транспортных сетей требует серьезной строительной подготовки. Сейчас внутри Екатеринбурга мы протягиваем еще 350 километров сетей дополнительно к имеющимся 300.

Что касается области, то сейчас наша сеть имеет протяженность 220 километров, в стадии строительства находится 110 километров, в ближайших планах — еще 500 километров сетей. Сеть охватит такие направления, как Екатеринбург — Нижний Тагил, Нижний Тагил — Североуральск, в следующем году — Екатеринбург — Каменск-Уральский. В итоге мы планируем провести нашу сеть через всю Свердловскую область: от Североуральска до Каменска-Уральского.

Что касается D-AMPS, то мы будем обслуживать эту сеть до окончания срока действия лицензии — до 2010 года. Ближе к тому времени начнем перевод абонентов D-AMРS на GSM, и на этом история этого стандарта закончится. Тем не менее у нас есть пример очень интересного проекта на основе главного преимущества этого стандарта — надежности. В D-AMPS имеется своя технология передачи данных — CDPD, которая отличается высокой надежностью. Именно этим мы и заинтересовали банки, которые с помощью CDPD-модемов соединяют банкоматы с головными офисами.

— Каким Вы видите современный портрет компании «МОТИВ»?

— Каждый третий уралец является абонентом компании «МОТИВ»: кто-то пользуется услугами Интернета, кто-то говорит по мобильному или стационарному телефону, а кто-то развивает свой бизнес на основе корпоративных сетей. За это время телекоммуникационная группа «МОТИВ» сделала многие новые услуги привычным атрибутом нашей жизни.

Без преувеличения скажу, что телекоммуникационная группа «МОТИВ» в будущем мне видится как одна из самых успешных компаний телекоммуникационной отрасли и крупнейший оператор связи Уральского региона.

Вернуться назад