Главная > VIP-консультант > Особенности «Евро-3» в России

Особенности «Евро-3» в России


31.01.2008. Разместил: public
С 1 января 2008 года в России начал действовать экологический стандарт «Евро-3». Это означает, что начиная с текущего года все автомобили, производимые или ввозимые на территорию Российской Федерации, обязаны соответствовать данному экологическому стандарту. Поскольку количество вредных выбросов от транспорта формируется двумя составляющими — качеством двигателя и качеством бензина, то, по сути, внести изменения в свое производство до 1 января должны были как автопроизводители, так и НПЗ. Однако если первые законодательно принуждены к исполнению требований и за их действиями наблюдают контролирующие органы, то в отношении производителей топлива подобных мер принято не было. Другим фактором, ограничивающим область применения этого закона, становится присутствие в стране значительного числа старых автомобилей, которым незнаком даже «Евро-1». Оба этих фактора приводят к тому, что на деле внедрение нового экологического стандарта привело к целому ряду непредвиденных последствий.

«Евро-3»?

Внедрение нового экологического стандарта потребовало от отечественных автопроизводителей перевести производство двигателей на новый качественный уровень, что в итоге привело к удорожанию автомобилей. Так, например, концерн «АвтоВАЗ» с 1 января увеличил цены на свои автомобили примерно на 1,7—2 %, а группа «ГАЗ» подняла стоимость продукции на 5—15 %. Естественно предположить, что подобные меры не улучшили положение продукции данных производителей на рынке. Следует принять во внимание тот факт, что их доля и так стремительно сокращается и по итогам прошлого года составила едва 30 % от общего числа проданных автомобилей.

Впрочем, переход на «Евро-3» принес не меньшее количество проблем и владельцам автомобилей с двигателями, соответствующими новым стандартам. Объясняется это тем, что для достижения допустимого числа вредных выбросов в соответствие «Евро-3» должны быть приведены как автомобильные двигатели, так и топливо для них, однако с последним ситуация выглядит довольно своеобразно.

Как отмечают эксперты, производящийся в стране бензин имеет своего рода «двойные стандарты». Те опытные образцы, которые проходят проверку, нормам соответствуют, однако производящийся в промышленных масштабах под этими же марками бензин зачастую оказывается на порядок более низкого уровня. Кроме того, не все НПЗ на территории России прошли необходимую модернизацию, позволяющую сохранять качество бензина до момента его заправки в топливный бак.

По информации ООО «Российский нефтяной союз», на сегодняшний день в России далеко не весь бензин соответствует нормам «Евро-3». Хуже всего дела обстоят с дизельным топливом, в отношении которого, кстати, эксперты отмечают стабильный рост цен.

«Конечно, автомобильное топливо в России неоднородно. Все зависит от территории, на которой оно производится, и территории, для которой. Бензин, производящийся для Московской области, будет серьезно отличаться по качеству от бензина, производящегося для провинциальных районов. С 2005 года у нас действовал стандарт «Евро-2», с 1 января 2008 года — «Евро-3», однако нередки случаи использования в отдаленных районах топлива, не соответствующего и нормам «Евро-1», — говорит ведущий инженер Уральского центра стандартизации, метрологии и сертификации Любовь Денщук.

Казалось бы, ситуация выглядит не лучшим образом исключительно в районах отдаленных и малонаселенных, однако на самом деле качественному колебанию подвержены и вполне развитые регионы. По отзывам участников топливного рынка Свердловской области, поступающее на АЗС автомобильное топливо из разных частей страны отличается по своим качественным свойствам очень существенно. На территории России существует огромное количество старых НПЗ, модернизация которых затрудняется их масштабами. Как отмечают эксперты, привести мощности, к примеру, завода в Омске в соответствие новым стандартам очень сложно, поскольку его размеры превосходят размеры всех НПЗ той же Башкирии вместе взятых, и тратить огромные деньги на модернизацию одного и старого завода ради практически несуществующей выгоды никто не хочет.

Еще одной из серьезных проблем на пути к сокращению количества вредных транспортных выбросов является огромное количество старых автомобилей, двигатели которых не соответствуют экологическим нормам ни «Евро-3», ни даже «Евро-2». Использование на таких машинах даже бензина нового качественного уровня вряд ли приведет к ожидаемым результатам. Конечно, они станут более экологичными, но насколько это будет эффективно — неизвестно.

«Мы не можем сейчас прогнозировать, насколько сократятся вредные выбросы у старых автомобилей после перехода их на топливо, соответствующее нормам «Евро-3», однако такого эффекта, как это должно было бы быть, мы не ждем», — считает Л. Денщук.

Последствия

Прошел уже месяц, как Россия живет по новым экологическим нормам, но у ряда экспертов возникают вопросы, зачем, в сущности, было вводить «Евро-3», если задача эта в полной мере для России на сегодняшний день не решаема. 1 января принесло российским автопроизводителям увеличение цен на свою продукцию на фоне продолжающегося падения ее популярности, НПЗ — вынужденную модернизацию производства, с которой некоторые из них не в состоянии справиться, а автовладельцу — новые проблемы.

Как отмечает директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин, сейчас в стране нет необходимых условий для проведения подобной реформы.

«Государство стремится сделать как можно больше для своих граждан, однако в действительности меры эти являются не более чем показушными. Сейчас в стране вводится такая система по продаже автомобилей, в которой крайними окажутся те люди, которые купят автомобили, соответствующие новым экологическим нормам. При несоответствии бензина двигателю в скором времени новые автомобили могут потребовать ремонта, в котором дилеры вполне могут отказать и, по сути, будут правы, поскольку автовладельцем, пусть и не намеренно, нарушены правила эксплуатации автомобиля», — считает он.

Действительно, возможность поломок автомобилей из-за несоответствия качества бензина «Евро-3» отмечают дилеры как отечественной, так и импортной автомобильной продукции.

«Безусловно, от несоответствия двигателей и бензина пострадают в первую очередь автовладельцы. Российское автомобильное топливо низкого уровня может повредить новым двигателям, адаптированным под «Евро-3», — говорит заместитель директора ООО «Никам» Андрей Крылов.

«Качество бензина в России всегда было на достаточно низком уровне, а с введением «Евро-3» автовладельцам необходимо еще более тщательно следить за состоянием своего автомобиля», — считает директор ООО «Япония Авто» Александр Мальцев.

Как отмечает эксперт, по большому счету автовладельцу при каждом заезде на АЗС необходимо требовать у персонала паспорта качества и сертификаты именно той партии бензина, из которой он собирается заправиться. В действительности сделать это невозможно, поскольку нет гарантии, что клиенту будет представлена достоверная информация. Кроме того, интересоваться качеством бензина таким способом вряд ли кто-то станет.

Если все же поломка по вышеописанной причине произошла, провести, казалось бы, обязательный ремонт автомобиля не так-то просто. Как отмечают юристы, автосалон вправе отказать клиенту в данной услуге, поскольку формально им нарушены гарантийные обязательства, а именно правила эксплуатации автомобиля.

«При поломке автомобиля из-за несоответствия бензина двигателю ответственность должен нести производитель бензина. Автосалон вправе направить претензии владельцу некачественной АЗС, который и должен оплатить ремонт автомобиля, в случае если его вина будет доказана», — констатирует председатель ООО «Комитет по защите прав автолюбителей» Максим Едрышов.

По словам эксперта, подобные случаи уже фиксировались на территории Свердловской области и обычно заканчивались в пользу автолюбителей.

Стоит, правда, отметить, что такого рода юридические споры решаются очень длительное время. Средний период составляет до нескольких месяцев, а автомобиль все это время либо остается без ремонта, либо ремонтируется за счет владельца, который впоследствии пытается вернуть свои деньги.

Как отмечает адвокат Иван Кадочников, автосалон, отказав клиенту в ремонте, должен направить претензии в адрес руководства АЗС, на которой была сделана некачественная заправка. После этого должна быть назначена экспертиза именно той поставки топлива, если таковая еще есть в наличии, из которой и был заправлен сломавшийся автомобиль. Заключение экспертизы должно быть направлено в суд, который и должен вынести окончательное решение.

«Говорить о том, сколько времени займут все данные мероприятия, наверное, не стоит. Кроме того, так называемые двойные стандарты качества российского бензина могут свести результативность экспертизы на нет. На АЗС зачастую идет бензин более низкого уровня, чем тот, что проходит стандартизацию, и некоторые ВИНКи, присутствующие на территории Свердловской области, уже были замечены на этом», — говорит И. Кадочников.

Как отмечают сами дилеры, подобные проблемы уже давно существуют на российском автомобильном рынке.

«Многие продавцы импортных автомобилей уже перешли к практике предоставления гарантии на все части автомобиля, кроме его выпускной системы, поскольку случаи поломок двигателей из-за несоответствия топлива двигателю уже имели место», — утверждает руководитель отдела продаж ООО «Автолада-Сервис» Артур Варданян.

По его словам, дилер имеет право отказать и зачастую отказывает в гарантийном ремонте по этой причине, потому что поломка произошла по вине третьей стороны. Данные споры, как отмечает эксперт, решаются через суд, однако не всегда в пользу потерпевшего, поскольку законоприменение в отношении подобных проблем еще не отработано.

Итог

По заключениям многих экспертов, введение на территории России экологического стандарта «Евро-3» преждевременно, а разговоры о скором переходе на «Евро-4» кажутся в этом свете делом, далеким от практики. На сегодняшний день реформа проведена меньше чем на 50 %. По мнению экспертов, для получения ощутимых результатов необходимо провести реорганизацию куда более объемной, нежели автомобильная, нефтеперерабатывающей промышленности. В настоящее время страна не готова к переходу на «Евро-3», а реализацию данной программы эксперты расценивают исключительно как политический ход, в действительности приносящий больше проблем, нежели их решений.

«Вообще, все эти нововведения, связанные с переходом на «Евро-3», еще больно ударят как по кошельку покупателя, так и по репутации и продажам дилеров», — считает А. Варданян.

Вернуться назад