Главная > VIP-интервью > Игорь Сухотин: Социальные инвестиции являются неотъемлемой частью бизнеса

Игорь Сухотин: Социальные инвестиции являются неотъемлемой частью бизнеса


4.03.2008. Разместил: public
исполнительный директор Центра социальных программ ОК «РУСАЛ» Игорь СухотинНа вопросы корреспондента ИАА «УралБизнесКонсалтинг» Сергея Дружинина отвечает исполнительный директор Центра социальных программ ОК «РУСАЛ» Игорь Сухотин.

— Игорь Валентинович, как Вы считаете, почему крупный бизнес занимается реализацией социальных проектов, благотворительной деятельностью? Это забота о благополучии граждан или способ получения неких нематериальных дивидендов?

В мире благотворительная деятельность и программы социальных инвестиций являются неотъемлемой частью бизнеса: это необходимая положительная составляющая, определяющая статус человека и его компании. ОК «РУСАЛ» — одна из 17 компаний, присоединившихся к Глобальному договору ООН, в соответствии с которым компании должны не менее одного раза в два года публиковать отчет о своей деятельности. В этом документе под социальной ответственностью понимается не только предоставление работодателем престижной и высокооплачиваемой работы, но также и деятельность, направленная на местное сообщество.

Мы понимаем, что на производствах рабочие находятся по 8 часов в день, остальное время они проводят дома, в своем районе, городе. В городских школах учатся их дети. А дети должны где-то проводить свое свободное время. Поэтому компания, нацеленная на долгосрочное развитие своего бизнеса, должна заботиться и о развитии территории и благополучии местных жителей.

Логика подсказывает, что компании мирового уровня, в том числе и РУСАЛ, должны соответствовать единым и всем понятным стандартам как в области производства, так и в социальной сфере. По мере того как бизнес в России вырастал из «коротких штанишек», приходило осознание важности подобной деятельности.

— Какова роль посреднических организаций в реализации социальной деятельности?

Роль этих организаций велика. Сегодня мы имеем возможность изучать западный опыт, видеть ошибки и корректировать свою деятельность. Ведь «западный мир» уже прошел этот путь: социальная деятельность эволюционировала от так называемой «благотворительности по запросам», когда ресурсы выделяются под какую-то конкретную просьбу и зачастую невозможно отследить, эффективно ли израсходованы эти средства, до системной социальной деятельности, когда бизнес создает крупные корпоративные фонды, осуществляющие социальные и благотворительные проекты от имени компании. Каждый должен заниматься тем делом, в котором он наиболее конкурентоспособен. Социальная, благотворительная деятельность — это, несомненно, специализированный вид деятельности, где есть свои технологии. Это тоже «производство», на котором должны работать профессионалы. Только профессионализм позволит проводить эффективную деятельность.

Бизнес рассматривает данную деятельность как социальные инвестиции, а инвестиции должны приносить доход. Но доход не денежный, а доход в виде социального капитала, связанного с развитием людей, организаций, другого бизнеса на этой территории. Этим могут заниматься посредники: корпоративные фонды или фонды местных сообществ, то есть «провинциальные» операторы на рынке социальной деятельности. Взаимодействие с посредниками дает компаниям возможность снизить свои издержки, связанные с администрированием деятельности, и ограничить только финансированием. Социально направленная деятельность требует обучения соответствующего персонала, контроля и поддержки. Если этим будет заниматься сам бизнес, то это отвлечет его от основной деятельности.

Однако в России на сегодняшний день организаций, которые являются операторами, занимаются администрированием и управлением социальными программами, недостаточно. ОК «РУСАЛ» — одна из немногих компаний, пошедших по этому перспективному пути и создавшая для реализации социальных проектов Центр социальных программ (ЦСП).

— Расскажите, почему в реализации социальных проектов РУСАЛа применяется программный подход? В чем его преимущество?

Действительно, Центр социальных программ применяет программный подход. РУСАЛ имеет линейку из семи социальных брендов — ряд долгосрочных программ, которые направлены на различные целевые аудитории. По нашему мнению, только долговременная целенаправленная деятельность может привести к серьезным изменениям в решении каких-то проблем, фрагментарно их решить невозможно. Также должен быть механизм, который позволял бы выбрать самый эффективный проект в рамках организации. Этого в настоящий момент позволяет достичь только конкурс. Поэтому компания предлагает местному сообществу конкурсные программы. При этом конкурсы подразумевают равноправие для всех участников, честность и открытость при определении победителя.

— Как разрабатывались социальные программы компании?

В 2003, 2004 и 2006 годах компанией был проведен ряд исследований, по итогам которых были определены основные проблемы, требующие решения, и целевые группы. Только после этого начиналась работа над программами.

Давайте возьмем для примера программу «Сто спортивных проектов», в рамках которой мы поддерживаем инициативы по организации деятельности на спортивных площадках в городах и регионах присутствия компании. В 2004 году компания построила семь спортивных площадок в Саяногорске, Ачинске, Красноярске и Новокузнецке стоимостью более $ 90 тыс. каждая и передала их на баланс школам. В итоге площадки просто стояли: они служили украшением школ, и никакая деятельность на них не велась. После изучения этого опыта было принято решение о создании программы по организации деятельности на спортивных площадках. Наши требования были просты: площадки должны работать, на них должны проходить соревнования, в которых могут принять участие жители района. Компания была готова выделить на конкурсной основе до 250 тыс. рублей на один проект. Из этой суммы до 30 % можно было потратить на заработную плату, 30 % — на ремонт и реконструкцию, 30 % — на приобретение оборудования, 10 % — на призовой фонд. Сейчас в конкурсе «Сто спортивных проектов» могут принимать участие как организации, которые будут вести деятельность на площадках, построенных РУСАЛом, так и учреждения, на балансе которых есть собственные спортплощадки. Таким образом, основываясь на собственном опыте, мы пришли к выводу, что просто строить объекты — не очень эффективно; важно, чтобы на них постоянно велась деятельность.

— Каких результатов добился Центр социальных программ РУСАЛа за эти годы? В чем заключаются особенности социальных программ, реализованных ЦСП?

В настоящий момент ЦСП реализует 7 социальных программ. Ни у одной другой компании в России подобной линейки нет. Основная особенность их в том, что мы поддерживаем социально значимую деятельность, даем возможность местным жителям реализовать свои идеи. Программа «Сто классных проектов» — единственная в России, в которой принимают участие школьники: они сами разрабатывают и реализуют проекты. Только в этой программе, наряду со взрослыми, экспертизу проектов проводят участники детских комитетов. Подростки оценивают идеи своих сверстников и рекомендуют поддержать или отклонить тот или иной проект.

Например, в рамках программы «Вместе в будущее» мы работаем с детскими домами. Чем эта программа принципиально отличается от других? Тем, что мы не только ремонтируем крыши. Мы работаем над подготовкой детей к постинтернатной жизни, работаем над повышением профессиональной подготовки сотрудников в учреждениях, учим их самостоятельно привлекать средства других организаций, писать грамотные проекты. Эта практика успешно работает.

— Расскажите о других проектах Центра социальных программ.

Программа «Зеленый дозор» направлена на поддержку проектов, связанных с «малой экологией». Конкурс проводится среди муниципальных организаций. Сумма гранта составляет 50 тыс. рублей. Срок реализации — до 6 месяцев. Для участия в конкурсе принимаются различные проекты по озеленению города, уборке территорий и так далее.

«Шагни за горизонт» — самая новая программа, направленная на поддержку проектов молодежи от 14 до 30 лет. В этом году программа включает четыре номинации: «КраеВидение» (изучение истории, культуры «малой родины», а также проведение экспедиций в пределах района и города), «Профи» — повышение профессиональной подготовки и приобретение дополнительных навыков, «Участие» — развитие добровольчества и инициатив, «Здоровое поколение». Грант в каждой номинации составляет до 300 тыс. рублей.

Программа «Партнерские проекты» направлена на развитие партнерства, благотворительности, поддержку общественных инициатив.

Стоит отметить, что в разных городах существуют разные проблемы, соответственно должны применяться разные подходы. В связи с этим у каждого региона индивидуальный набор мероприятий и программ, но методы работы одни. Еще раз подчеркну, что все социальные проекты, которые мы администрируем, основываются на конкурсном подходе, когда из всех поданных заявок независимая конкурсная комиссия отбирает лучшие. Именно они и получают финансирование на реализацию своей идеи.

Вернуться назад