Главная > Экономика > Управление Роспотребнадзора по Свердловской области намерено добиться прекращения ОАО «Уралсвязьинформ» действий по навязыванию потребителям новых тарифных планов

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области намерено добиться прекращения ОАО «Уралсвязьинформ» действий по навязыванию потребителям новых тарифных планов


3.09.2008. Разместил: public
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области поступило обращение Управления ФАС РФ по Свердловской области по вопросу о навязывании новых тарифных планов оператором телематических услуг связи ОАО «Уралсвязьинформ» (Екатеринбургский филиал). Об этом сообщает пресс-служба Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.

«В УФАС РФ по Свердловской области поступили обращения от жителей ряда муниципальных образований. Люди жаловались на то, что ОАО «Уралсвязьинформ» установил им другие тарифы», — заявила УрБК пресс-секретарь УФАС РФ по Свердловской области Марина Юсупова.

По словам М. Юсуповой, антимонопольный орган не выявил в деятельности компании признаков нарушения антимонопольного законодательства, но, вместе с тем, усмотрел нарушение закона «О защите прав потребителей».

«На рынке услуг связи рядя муниципальных образований, таких как Асбест, Качканар, Нижний Тагил, ОАО «Уралсвязьинформ не занимает доминирующего положения, поэтому изменение тарифов нельзя квалифицировать как нарушение требований ФЗ «О защите конкуренции. Вместе с тем, антимонопольный орган принял решение обратиться в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области», — говорит М. Юсупова.

По результатам рассмотрения обращения, Управление Роспотребнадзора по УрФО пришло к выводу о наличии в действиях ОАО «УСИ» признаков нарушения прав потребителя в части одностороннего отказа от исполнения обязательств (одностороннего изменения условий договора на оказание услуг связи потребителям), что противоречит требованиям ст. 310 ГК РФ. «Согласно требованиям действующего законодательства, основанием обращения Управления в защиту определенного круга потребителя является просьба заинтересованных лиц (ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 46 ГПК РФ).Применить меру административного воздействия за указанные нарушения ОАО «УСИ» невозможно, так как спор носит гражданско – правовой характер и действующее административное законодательство не содержит санкцию за указанное деяние. В соответствии с требованиями ст. 17 ч. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей», указанный спор может быть разрешен судебным органом. Учитывая широкую социальную значимость поставленного вопроса, в целях защиты прав определенного круга потребителей услуг связи, Управление намерено обратиться в суд с исковыми требованиями»,— отмечается в сообщении пресс-службы Управления. Отметим, требования Управления касаются признания одностороннего отказа ОАО «Уралсвязьинформ» от исполнения условий обязательств (одностороннего изменения условий договора) на оказание услуг связи потребителям и применения последствий такого действия незаконным (реституция сторон, в том числе имущественный перерасчет стоимости услуг).

«В случае заинтересованности таких требований, ведомство предлагает всем желающим заполнить письменную форму просьбы и представить лично, либо отправить по почте в срок до 30 сентября 2008 года в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области», — сообщает пресс-служба надзорного ведомства.

Вместе с тем, оператор связи утверждает, что его действия не противоречат условиям договора, заключенного с абонентами.

Как заявили УрБК в пресс-службе Екатеринбургского филиала ОАО «УСИ», с 1 апреля 2008 года компания прекратила оказание одной услуги доступа в интернет, и предложил своим абонентам другую - более скоростную.

«В отмененном тарифном плане «Безлимитный-64» была установлена плата 400 рублей в месяц за неограниченный объем трафика, при ограничении скорости на внешние ресурсы до 64 Кбит/сек. В новом тарифном плане «Ультра 128» «Уралсвязьинформ» установил плату 600 рублей в месяц, при ограничении скорости на внешние ресурсы до 128 Кбит/сек. Увеличение скорости на внешние ресурсы до 128 Кбит/сек. расширяет возможности абонента, и, таким образом, не нарушает его права.

«Право оператора изменять тарифы в одностороннем порядке предусмотрено договором. В данном случае имеет место повышение тарифа при улучшении качества (скорости) услуги»,— отмечается в сообщении. . Также, по данным пресс-службы компании, информацию об изменении тарифов ОАО «УСИ» довел до всех абонентов: каждому пользователю, работавшему по тарифному плану «Безлимитный-64», было направлено письмо по почте, а также электронное письмо. Кроме того, новость об изменении тарифного плана была опубликована на сайте Екатеринбургского филиала ОАО «УСИ», — утверждают в компании.

Впрочем, эксперты отмечают, что подобные действия ОАО «УСИ» весьма сомнительны с точки зрения действующего законодательства.

«Более или менее крупные монополии, будь то связисты или энергетики, считают, что они имеют право менять условия договора с потребителем в одностороннем порядке. Согласно статье 310 Гражданского кодекса хозяйствующий субъект имеет право менять условия договора с гражданином только в том случае, если это предусмотрено законом. Однако мне не известен такой закон. Поэтому подобные действия всегда носят самоуправный характер», — заявил УрБК председатель Комитета по защите прав потребителей Администрации Екатеринбурга Андрей Артемьев.

Правда, по-мнению А. Артемьева, жалоба УФАС РФ в Роспотребнадзор была неоправданна.

«Во-первых, законодательство по защите прав потребителей не распространяется на юридических лиц, а, во-вторых, Роспотребнадзор не рассматривает отношения между юридическими лицами», — добавил А. Артемьев.

«Потребитель услуг связи может обратиться в суд с требованием о признании этих действий противоправными и обязании хозяйствующего субъекта исполнять свои обязанности, как положено. Если же субъект хозяйствования не может исполнять договор на прежних условиях — для подобных случаев статьями 450, 453 Гражданского кодекса предусмотрен порядок изменения условий договора в суд порядке. Так, если хозяйствующий субъект докажет, что при заключении договора он не мог предвидеть того, что сейчас произошло, и потому исполнять договор на прежних условиях не представляется возможным, и если суд признает эти обстоятельства, то изменение условий договора будет признано правомерным», — добавил председатель комитета по защите прав потребителей.

Вернуться назад