Главная > Дайджест > Угроза кризиса: уязвимые рынки

Угроза кризиса: уязвимые рынки


1.11.2008. Разместил: public
Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает проблемы, возникающие в сферах экономики, наиболее уязвимых в эпоху финансового кризиса.

Мировой финансовый кризис и связанный с ним отечественный кризис ликвидности начали оказывать непосредственное влияние на целые отрасли экономики России. В наиболее уязвимой ситуации оказались крупные торговые компании, оборот которых во многом формировался за счет заемных средств. В ситуации, когда получить кредит остановится все сложнее, а цена заемных денег постоянно увеличивается, такие фирмы оказываются на грани выживания.

Получая отказ в продлении кредитных линий или перекредитовании ранее выданных займов, многие из них оказываются в ситуации полного отсутствия оборотных средств. Более того, зачастую погашение займов требует от них срочного вывода средств, уже вложенных в товары, что приводит к необходимости немедленно реализовывать свои товарные запасы. В ситуации дефицита денежных средств в экономике и общего снижения ликвидности товаров делать это часто приходится по демпинговым ценам.

В результате многие крупные торговые компании уже сейчас начинают испытывать финансовые затруднения, другие инициируют процесс поиска системных инвесторов или готовятся к банкротству. Зачастую подобные процессы поражают целые отрасли торговли.

Металлотрейдеры

Примером может служить ситуация, сложившаяся на рынке продукции металлургических предприятий. Российские металлотрейдеры вошли в число компаний, находящихся в особой группе риска.

Помимо указанных выше факторов, общих для всех торговых компаний, в сфере торговли металлургической продукцией существуют и собственные особенности, усугубляющие кризисные явления. Одной из них стало снижение спроса на металлопрокат на уровне снижающихся цен. Об этом сообщают сами металлотрейдеры.

«В настоящее время на рынке фиксируется низкий спрос на металл. Складские помещения заполнены. Причем если в течение всего года мы покупали у производителей по 110 тыс. тонн металла в месяц, то сейчас — 60 тыс. тонн. К тому же за два месяца цена на металл на рынке упала почти на 50%», — заявил УрБК заместитель коммерческого директора ЗАО «Сталепромышленная компания» Олег Карпов.

«От низкого спроса страдают не мелкие трейдеры, которые способны мобильно реагировать на изменения рынка, а прежде всего крупные. У таких компаний теперь на складах лежит достаточно дорогой товар, который никто из них не хочет продавать ниже той суммы, за которую они его приобрели в прошлом. С другой стороны, и желающих его приобрести на рынке немного», — добавил О. Карпов.

Нельзя исключать ситуацию, при которой крупные трейдинговые компании могут вообще покинуть российский рынок или на долгосрочный период полностью приостановить свою работу. Вполне вероятным являются и «технические банкротства» трейдинговых компаний, то есть ситуации, когда фирма, обладающая большим объемом низколиквидных активов, оказывается не в состоянии осуществлять текущие выплаты в результате отсутствия свободных несвязанных денежных средств.

Специалисты не исключают, что снижение спроса на рынке косвенно может быть вызвано отказом властно-административных структур от ранее заявленных проектов.

«Вероятнее всего, спад спроса связан с сокращением государственного финансирования ряда проектов. То есть средства, ранее выделенные на те или иные государственные программы, либо были выделены не в полном объеме, либо вообще не выделены. Допустим, должны были построить трубопровод. Решение построить приняли, а деньги не выделили. В итоге газовики не могут купить трубу», — заявил УрБК директор ООО «Компания «Металл-Комплектация» Алексей Метелкин.

«Рынок металлопроката непредсказуем, тем более во время финансового кризиса, который мы сейчас наблюдаем. Цены на металлосырье упали в два раза. Спрос также значительно понизился, примерно на 15%. Трейдеры по-прежнему производят закуп, а металлургические заводы даже снижают цены. В итоге компании имеют товар, который не могут продать, потому что продавать ниже себестоимости им не выгодно», — заключил А. Метелкин.

Автодилеры

Также в особой группе риска оказались практически все российские компании, осуществляющие продажу автомобилей, как отечественного, так и импортного производства.

Помимо общих проблем, свойственных для всей торговой отрасли в целом — резкое сокращение или полное закрытие кредитных линий, невозможность рефинансировать взятые ранее займы и проблемы с окупаемостью последних инвестиционных проектов, — автодилеры столкнулись и с трудностями, уникальными для данной отрасли. Речь идет, в первую очередь, о сворачивании банками программ автокредитования.

До конца августа 2008 года с использованием различных схем кредитования продавалось от 50% до 90% (в зависимости от марки) всех автомобилей на российском рынке. Однако с уже в сентябре 2008 года многие банки начали сокращать собственные программы автокредитования, увеличивать проценты по ним, ужесточать требования к заемщику и размеру первоначального взноса.

В октябре 2008 года многие кредитные организации вообще отказались от данного вида кредитования, полностью «заморозив» выдачу займов на приобретение автомобиля.

Следствием стало резкое сокращение объемов продаж большинства автодилеров. В первую очередь пострадали представители наиболее дорогих автомобильных брендов, продажи которых в период кризиса практически встали.

В не менее тяжелом положении оказались и дилеры относительно недорогих иномарок, традиционно приобретаемых в кредит.

Так, по данным Ассоциации Европейского бизнеса в РФ, в сентябре 2008 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизились объемы продаж на автомобили таких элитных иностранных марок, как Hummer (продажи снижены на 26%); Alfa Romeo (снижение на 18%); Porshe (объем продаж сократился на 13%); Ford (сокращение на 13%) и Volvo (продажи упали на 35%).

Что касается иномарок более низкой стоимости, то продажи автомобилей KIA снизились на 11%; Hyndai — на 2%; Renault — на 4% и Mitsubishi — на 25%.

«С началом финансового кризиса, банки-партнеры у нас остались те же самые, что были раньше, но большинство из них либо отказались от программ автокредитования, либо приостановили их на неопределенный срок. Количество выдаваемых автокредитов существенно сократилось. Можно сказать, в два раза. Мы это тоже связываем с мировым финансовым кризисом», — заявили УрБК в отделе автокредитования автосалона «UZ-Daewoo-Екатеринбург» (ООО «Масико»).

«Объем продаж автомобилей в кредит в нашем автосалоне снизился. Количество банков, которые выдают кредиты на покупку автомобилей, значительно сократилось», — сообщил старший менеджер отдела продаж автосалона «Тойота центр Екатеринбург Юг» Павел Толмачев.

В несколько более привилегированном положении оказались официальные представители крупнейших мировых автопроизводителей, имеющих собственные кредитные программы. Однако и они испытывают определенные трудности с объемом продаж. Кроме того, финансовый кризис принял глобальный характер, и эксперты рынка не исключают, что уже в ближайшее время даже крупнейшие мировые бренды не смогут поддерживать своих представителей в России кредитными продуктами.

По мнению экспертов, на первом этапе автодилеры будут пытаться исправить ситуацию за счет снижения цен на свою продукцию, экстренной распродажи товарных остатков, снижения объемов заказов новой продукции.

По словам П. Толмачева, в автосалоне «Тойота центр Екатеринбург Юг» на некоторые автомобили марки «Toyota», продаваемые в кредит, распространяются специальные предложения.

Скидки от 20 до 50 тыс. рублей на все модели автомобилей Citroen ввел автосалон «Citroen Центр Авантайм».

Как сообщили УрБК в автоцентре «Вольф», на ряд моделей автомобилей марки Volkswagen также распространяются скидки. В частности, «Вольф» с 8% скидкой реализует автомобили Volkswagen Golf. При этом, по словам сотрудников автоцентра, услуг по автокредитованию он не предоставляет, клиентам рекомендуют найти кредитные ресурсы непосредственно в банках, самостоятельно.

Специалисты не исключают, что, несмотря на предпринимаемые автодилерами меры по увеличению продаж, уже в ближайшее время можно ожидать сокращений персонала автоцентров, сворачивания ряда проектов и даже закрытия наименее рентабельных салонов.

Ритейл

Но, вероятно, в самом затруднительном положении окажутся крупные федеральные сети, обладающие менее гибкой структурой по сравнению с небольшими региональными сетями. Им будет труднее перестроиться в изменившихся условиях и внедрить новые модели осуществления своей деятельности. В наиболее тяжелом положении окажутся компании-дискаунтеры, работающие с минимальной нормой прибыли, за счет высоких оборотов. Уже сейчас можно говорить о том, что в особой зоне риска оказались крупнейшие отечественные ритейловые сети, прежде всего — задействованные в продаже бытовой и цифровой техники.

О первых признаках кризиса может свидетельствовать существенное снижение ассортимента целого ряда сетей, присутствующих на рынке Екатеринбурга. Впрочем, уже сейчас появляется информация и о более серьезных последствиях кризиса. Как стало известно, в ближайшее время крупнейшая российская сеть бытовой техники «Эльдорадо» может в корне поменять систему работы со своими франчайзи. Так, изменениям может подвергнуться система работы в части осуществления централизованных закупок. Если раньше приобретение товаров для сети осуществлялось централизованно, то сейчас каждому подразделению, действующему под торговой маркой «Эльдорадо», возможно, придется решать эту проблему самому. При этом, очевидно, произойдет подорожание товара, поскольку при отказе от прежней модели осуществления поставок «Эльдорадо» лишится существенных скидок, которые они получают при крупных оптовых заказах. Таким образом, франчайзи рискуют потерять значительную часть прибыли, оказавшись в затруднительных условиях.

Представители федерального «Эльдорадо» пока не подтверждают информацию об изменениях. «У нас нет информации о каких-либо существенных изменениях в работе с франчайзи. Механизм поставок партнерам-франчайзи не претерпевал изменений в последнее время», — заявил PR-директор компании «Эльдорадо» Илья Новохатский.

Впрочем, можно предположить, что серьезные финансовые трудности в любом случае не обойдут стороной большинство участников этого рынка. И причиной их является именно кризис ликвидности. Получая отказ в продлении кредитных линий или перекредитовании ранее выданных займов, многие из них оказываются в ситуации полного отсутствия оборотных средств. В ситуации дефицита денежных средств в экономике и общего снижения ликвидности товаров делать это часто приходится по демпинговым ценам.

Для розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники ситуация усугубляется еще и тем, что они часто работают по системе предоставления возможности покупателям приобрети товар в кредит. На сегодняшний день для потенциальных клиентов магазинов это стало невозможным, так как большинство российских банков практически полностью свернуло или сократило программы потребительского кредитования.

Все эти факторы неминуемо приведут к ухудшению положения торговых компаний, которые вынуждены будут прибегнуть к снижению стоимости бытовой техники для того, чтобы получить возможность реализации образовавшихся многочисленных товарных остатков.

В результате многие крупные торговые компании уже сейчас начинают испытывать финансовые затруднения, другие инициируют процесс поиска системных инвесторов или готовятся к банкротству.

Вернуться назад