Главная > VIP-интервью > Виктор Жидков: Главное — это оценка рисков

Виктор Жидков: Главное — это оценка рисков


4.12.2008. Разместил: public
Первый вице-президент банка «Петрокоммерц» Виктор ЖидковМировой финансовый кризис перепутал «карты» многим компаниям и сорвал массу планов по развитию. О том, как переживает трудные времена один из крупнейших российских банков — «Петрокоммерц», — в интервью его первого вице-президента Виктора Жидкова.

— Что происходит сейчас в банке «Петрокоммерц»? Как повлиял мировой кризис на ваш бизнес?

— Безусловно, финансовый коллапс такого масштаба затронул абсолютно все банки и компании, и мы — не исключение. Вопрос только в масштабах последствий и в готовности к нему.

Мы показали определенные убытки в третьем квартале, связанные с переоценкой ценных бумаг.

Безусловно, есть и увеличение резервов по кредитам.

Мы отказались от некоторых кредитных продуктов.

Однако в целом «Петрокоммерц» всегда славился отточенной системой оценки рисков, поэтому мы оказались хорошо подготовленными к кризису. Мы не ждали вечного роста рынка — согласно любой здравой логике, такие сумасшедшие темпы должны были рано или поздно закончиться.

Наша ресурсная база хорошо сбалансирована как по срокам, так и по источникам привлечения средств. Общая доля международного привлечения не превышает 11,6 процента, зависимость от волатильности рынка акций минимальна — 0,6% активов банка.

— Разве риск-менеджмент мог защитить от кризиса — ведь он начался не у нас, а с падения ипотечного рынка США?

— Нет значения в данном случае, от кого пошла «волна». Главное для любого банка — это оценка рисков, и именно игнорирование рисков и вызвало столь глобальное повреждение финансовой мировой системы.

Когда рост рынка достигает 70% в год, то очень легко зарабатывать сверхприбыли, выдавая кредиты направо и налево и открывая каждую неделю новый филиал. Однако такая стратегия очень ограниченна и работает лишь при благоприятной конъюнктуре.

Сейчас все плохо у тех компаний, которые не были готовы к происходящему. Рынки перестали расти — еще несколько месяцев назад это казалось невероятным, — да не только перестали расти — они начали стремительно падать! Для нового поколения менеджеров, которые не помнят ни кризиса доверия 2004 года, ни событий 1998 года, это стало шоком. Увы, многие уже подзабыли те уроки, которые нам эти кризисы преподнесли...

— А «Петрокоммерц», получается, был готов к кризису?

— Мы руководствовались старым принципом: кто предупрежден — тот вооружен. Консерватизм, который мог восприниматься в мирные времена как лишняя осторожность в возможности хорошо заработать, в период кризиса оказывается спасением.

Мы никогда не стремились вести агрессивную игру на рынке акций, наоткрывать множество филиалов, набрать западных кредитов и навыдавать их без полноценного скоринга… У нас оценка платежеспособности была, возможно, несколько тяжеловесной, ведь мы не давали «быстрокредитов» за 20 минут.

Надо понимать, что если случается кризис, то он, как правило, комплексный. Комплексные меры за один день не выработаешь, поэтому, повторюсь, как бы хорошо ни шли дела в компании, к кризису необходимо готовиться. Сейчас в лучшем положении те компании, кто не отягощен внешними долгами и имеет относительно малую долю ценных бумаг в активах, также, как вариант, и надежные «тылы» в виде акционерного капитала.

— Сейчас модно говорить, что кризис — это еще и время больших возможностей. И что на нем можно как потерять, так и заработать. Каково ваше мнение по этому поводу?

— На мой взгляд, экономическая целесообразность работы в кризис отступает на второй план. Доходность как цель деятельности уступает место ликвидности. Далеко не вся прибыль целесообразна во время кризиса: на падающем рынке много соблазнов, однако эти соблазны весьма опасны.

Конечно, есть правило инвестирования: «Покупай, когда дешево, — продавай, когда дорого!». Однако на высоковолатильном рынке понять, где пресловутое «дно», крайне сложно. Поэтому попытки заработать на кризисе часто становятся причинами серьезных проблем как для компаний, так и для отдельных людей.

Сейчас стратегия инвестора должна прежде всего быть направлена не столько на получение прибыли (а сейчас недооценены практически все российские активы, и в долгосрочной перспективе вложения выгодны в любые из них), сколько на сохранение своих средств в период кризиса. Стратегия «хранения» средств зависит от срочности вложений и от персональной готовности частного инвестора нести валютный риск и оперативно реагировать на сигналы/предпосылки валютного рынка. Оптимальной для непрофессионального инвестора представляется стратегия диверсификации валют и размещения средств на депозитных счетах в банках, обладающих рейтингом (таковых — 172). В частности, мультивалютные депозиты решают обе эти задачи

— Что будет происходить с рынком ОФБУ, на котором банк «Петрокоммерц» был одним из лидеров?

— Я уверен, что рынок сохранится, так же как и рынок ПИФов. Причина проста: количество способов инвестирования в принципе ограничено. Это депозиты, золото, недвижимость и фондовый рынок. Рано или поздно котировки начнут восстанавливаться и расти, соответственно, интерес к этим рынкам тоже будет возвращен. Это неизбежность.

Другое дело, что коренным образом изменится маркетинговая политика продажи этих продуктов. У нас в стране сложилась порочная практика продажи паевых фондов населению как неких депозитов с огромными процентными ставками. Компании вели агрессивные рекламные акции, рассказывая, сколько заработали их вкладчики, выбирая самые доходные фонды в период сильнейшего роста рынка. И малограмотные в финансовом смысле вкладчики посчитали себя обманутыми, когда рынок не оправдал их ожиданий, — взять хотя бы участников памятных народных IPO.

В банке «Петрокоммерц» мы, продавая ОФБУ, всегда продавали и сопутствующие им особенности — в первую очередь, отсутствие каких бы то ни было гарантий. Плюс говорили, что нельзя вкладывать последние деньги. Это должны быть ресурсы, которые не понадобятся на текущие траты в течение минимум одного — трех лет. Так можно пережить любые встряски практически безболезненно.

Что еще более важно — человек должен понимать, какой уровень доходности его устроит и когда он готов будет зафиксировать прибыль и выйти из фондов. Без этого понимания можно упустить нужный момент и проиграть.

— Как реагируют ваши клиенты на происходящее сейчас в экономике? Есть ли оттоки средств, паника?

— Никакой паники нет — мы правильно выстраиваем коммуникации с клиентами, встречаемся, общаемся, даем обратную связь.

Наши клиенты — умные люди, и они понимают, что в период нестабильности важно иметь в партнерах надежный банк. «Петрокоммерц» входит в ТОП-20 крупнейших банков страны. Наши акционеры — Группа «ИФД КапиталЪ» — это мощнейший холдинг прямых инвестиций, который готов при необходимости оказать нам всевозможную поддержку.

Уже десять лет мы являемся опорным и основным расчетным банком в рублевой зоне НК «ЛУКОЙЛ» — промышленного гиганта России. Такой опыт позволяет нам крепко стоять на ногах и качественно обслуживать как корпоративных, так и частных клиентов.

— Когда вы ожидаете стабилизации обстановки на рынках?

— Ситуация стабилизируется только с возвратом доступа банков к финансированию, — а это, видимо, случится только по мере накопления позитивной макроэкономической статистики, т.е. не ранее второй половины 2009 г. При этом, возможно, по большому счету, дно кризиса уже пройдено, хотя на поведении инвесторов еще сказывается эмоциональный негатив, а также опасения новых убытков из-за неблагополучия контрагентов.

— А как вы оцениваете действия Правительства России по минимизации кризиса?

— Понятно, что государство пытается по возможности смягчить макроэкономические последствия кризиса. Уже предпринятые меры вполне разумны — прежде всего, налоговые льготы для поддержания оборотного капитала компаний, поддержка потребительского спроса, планы по поддержке регионов. Наибольшее внимание было уделено банковскому сектору — это меры, направленные на краткосрочную и долгосрочную стабилизацию денежного рынка.

Это начало проведения «беззалоговых» аукционов, расширение доступа банков к этим самым аукционам за счет снижения требуемого уровня рейтинга, прямая помощь банковскому сектору, меры, направленные на поддержание устойчивости банковского сектора и повышения уровня доверия к нему (меры санации при посредничестве ЦБ РФ и АСВ, повышение объема 100%-ного государственного возмещения вкладов физлиц до 700 тыс. руб.). Административными мерами власти пытаются стимулировать банки скорее доводить полученные средства до реального сектора, что и будет означать купирование кризисных явлений.

— Какие действия предпринимает «Петрокоммерц» для того, чтобы преодолеть кризисные последствия на рынке?

— Наша система бизнеса достаточно гибка и не требует глобальной перенастройки. Однако, конечно, как и все крупные компании сейчас, мы занимаемся «точечной» оптимизацией бизнес-процессов. В частности, несколько наших филиалов будут преобразованы в дополнительные и операционные офисы. Это обычный процесс, направленный на повышение эффективности региональной сети. Для клиентов, которые обслуживались в этих филиалах, ровным счетом ничего не изменится, и они смогут получать те же услуги, что и прежде.

Наших клиентов, с которыми мы давно работали, мы продолжаем кредитовать, входя в их положение, потому что считаем своими верными партнерами и уверены в их надежности.

— Каковы ваши пожелания компаниям и обычным россиянам?

— Не нужно воспринимать падение фондовых котировок как личную трагедию. Да, времена сейчас не самые лучшие. Финансовая система будет полностью перестроена. Компании будут жестко контролировать свои риски. Никто не будет выдавать кредит только на основании заключения рейтингового агентства. Нас ждет новая система, новые лидеры.

Банковский мир, пока не восстановится доверие и сам процесс распределения денег, будет какое-то время обыкновенным классическим банкингом, далеким от сложных схем. И это — хорошо.

А обычным людям мне хочется пожелать только веры и терпения. В кризис можно научиться вещам, которых не знал прежде, можно стать сильнее, получить бесценный опыт, повысить свой профессиональный опыт.

Любой кризис рано или поздно закончится!!!

Вернуться назад