Главная > Обзор прессы > «Коммерсантъ» и Анна Моторина: «ОМС сделают необязательным»

«Коммерсантъ» и Анна Моторина: «ОМС сделают необязательным»


9.12.2008. Разместил: public
В Свердловской области участников рынка обязательного медстрахования будут отбирать на конкурсе

Свердловский рынок обязательного медицинского страхования (ОМС) ждут серьезные перемены. Как стало известно «Ъ», региональный минздрав приступил к разработке положения о проведении конкурса среди страховщиков на оказание услуг ОМС для неработающего населения. В министерстве здравоохранения считают, что это должно упорядочить рынок ОМС, который оценивается приблизительно в 6-7 млрд руб. По мнению экспертов, отбор на конкурсной основе сократит количество участников ОМС в 7-8 раз. Потеря рынка обязательного медицинского страхования для мелких игроков может означать снижение клиентской базы до 50%.

Как рассказал «Ъ» пресс-секретарь свердловского Минздрава Константин Шестаков, введения конкурса для участников ОМС еще в мае потребовало свердловское УФАС, ссылаясь на новый закон «О защите конкуренции», который вступил в силу в октябре 2006 года. По словам замруководителя регионального антимонопольного органа Сергея Волкова, статья 18 закона обязывает государственные внебюджетные фонды осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса, в том числе для оказания услуг по медицинскому страхованию. Разработкой положения, как отмечают в региональном Минздраве, займется межведомственная комиссия, в которую в частности, войдут представители министерства, УФАС и местного ТФОМС. Критерии отбора страховщиков пока неизвестны. Но, как подчеркнул господин Шестаков, они обязательно будут обсуждаться со страховыми компаниями. Предполагается, что конкурс будет проведен уже в первом квартале 2009 года.

Эксперты считают, что введение тендера приведет к резкому сокращению участников рынка ОМС. Сейчас на рынке ОМС для неработающего населения, который оценивается в 6-7 млрд руб., работает 16 компаний. Это беспрецедентное количество игроков, говорят в ТФОМСе. По словам заместителя исполнительного директора ТФОМСа Аркадия Ветрова, «даже в Москве ОМС занимается всего 6 компаний». «Безусловно, введение критериев отбора серьезно сократит количество игроков. Но для нас это только плюс — финансовые потоки будет проще контролировать. Взаимодействовать с 16 страховщиками медицинским учреждениям очень сложно, поскольку нужно выставлять 16 счетов, каждая страховая компания в свою очередь должна проводить экспертизу качества медицинских учреждений. Кроме того, у некоторых страховщиков происходят задержки по оплате. Все это приводит к большим трудностям», — отметил господин Ветров.

С ним соглашаются и сами страховщики. «Бывали прецеденты, когда участники рынка нарушают законодательство. Нередко застрахованное лицо имеет по 2-3 полиса разных страховщиков», — отмечает директор страховой компании ООО СМК «Урал—Рецепт М» (участник рынка ОМС) Игорь Щербаков. Но эффективность новых правил доступа на рынок ОМС во многом будет зависеть от критериев, по которым компании будут отбираться, предупреждают страховщики. Дело в том, что законодательство дает право каждому субъекту определять их самостоятельно. «Опасность в том, что условия конкурса могут быть сформулированы в интересах определенных компаний. Исходя из уже имеющегося опыта проведения подобных конкурсов, чаще всего главным критерием отбора становится количество застрахованных в компании людей. Но не учитывается число филиалов, срок присутствия компании на рынке, собственные средства компании. А ведь именно эти критерии гарантируют финансовое обеспечение застрахованных», — отмечает господин Щербаков. А исполнительный директор ООО МС «Мегус-АМТ» Максим Стародубцев считает, что тендер может «противоречить идеологии ОМС»: «Конкурс ограничивает конкуренцию на рынке. Кроме того, в случае его проведения, компании будут ориентироваться исключительно на его критерии, а не на работу с застрахованными». По данным ассоциации региональных страховщиков «Территория», на сегодняшний день в Свердловской области крупнейшими страховщиками ОМС являются СК «Мединком» (около 13 млн застрахованных) и «Астрамед» (700 тыс. застрахованных). Участники рынка прогнозируют, что с введением конкурса количество компаний, участвующих в ОМС может сократиться в 7-8 раз (до 2-3). В самих компаниях говорят, что, с одной стороны, ОМС для большинства компаний, хоть и не существенный источник доходов, зато гарантированный. К тому же в случае ограниченного доступа к ОМС среди неработающего населения, страховые компании потеряют до 50% застрахованных.

Вернуться назад