Главная > Обзор прессы > «Российская газета» и Анатолий Горлов: «Отход от льгот»

«Российская газета» и Анатолий Горлов: «Отход от льгот»


12.12.2008. Разместил: public
У денежной компенсации бесплатного проезда появились политические противники

Представители свердловского отделения одной ИЗ политических партий намерены обратиться к депутатам областного Законодательного собрания с просьбой отложить монетизацию льгот на транспорте, намеченную на первое февраля 2009 года. Партийцы полагают, что замена льгот денежными выплатами может вызвать социальное напряжение.

Напомним, что поправки в закон, регламентирующие процесс монетизации проезда на общественном транспорте, уральские депутаты приняли совсем недавно, едва ли не самыми последними в стране. Причиной долгих раздумий было как раз опасение массового недовольства пенсионеров, которое отмечалось во многих регионах, где эту льготу заменили денежной компенсацией. В Заксобрании довольно долго решались на такой шаг, некоторые народные избранники даже предлагали оставить все, как есть: и бесплатный проезд на общественном транспорте и 50-процентную скидку по оплате жилья и коммунальных услуг.

Однако по закону субъекты Федерации обязаны заменить льготы денежными выплатами со следующего года. Большинством голосов депутаты приняли решение: вместо бесплатного проезда в транспорте ежемесячно выплачивать пожилым гражданам 275 рублей (с февраля 2009 года), коммунальные платежи компенсировать на 300—800 рублей в зависимости от тарифов, установленных в районе проживания (с октября будущего года). Наверняка представители областного правительства и парламентское большинство осознавали, что поправки в закон «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» проблемы этой самой поддержки не решают и отчасти даже ухудшают положение данной категории населения. Например, в Екатеринбурге на 275 рублей не очень-то наездишься. При компенсациях по «коммуналке» также ущемляются права пенсионеров.

Тем не менее, поправки в закон «продавили», не посоветовавшись ни с руководителями автотранспортных предприятий, ни с главами муниципалитетов, которых поставили перед фактом: с первого февраля бесплатного проезда для ветеранов не будет, им надо выплатить деньги. Транспортники тут же подсчитали, что получат только треть этих денег, потому что пенсионеры потратят выплаты не на поездки, а на питание. Поскольку перевозчики и без того терпят убытки, они предупредили о предстоящей отмене самых нерентабельных маршрутов. А это пригородные и социально значимые направления.

Мэры тоже схватились за голову: они обязаны исполнить закон. Но как? 275 рублей не обеспечат право пенсионера на передвижение в крупном городе, нужно вводить единый проездной билет без ограничения поездок, а это дополнительные деньги. Где их взять? Перевозчики и чиновники утешают себя тем, что найдут понимание в руководстве области и страны.

Тот факт, что монетизацию надо было вводить несколько лет назад при выгодных экономических условиях, а не сейчас, стал очевидным и приобретает очертания скандала. Теперь и политики возлагают надежды на то, что им удастся убедить законодателей отсрочить процесс монетизации. Депутатам будут рекомендовать внести серьезные изменения в главный финансовый документ. Остается без ответа главный вопрос: как это можно сделать, если закон принят, а бюджет Свердловской области утвержден в трех чтениях?

Вернуться назад