Главная > VIP-консультант > Потребительский рынок Свердловской области
Потребительский рынок Свердловской области13.06.2002. Разместил: public |
На вопросы «VIP-консультанта» отвечает министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева.
– Почему министерство торговли, питания и услуг Свердловской области отказало питерской компании «Пятерочка» в поддержке развития торговой сети на Урале? – Компании, которые развиваются на сегодняшний день в Европе и начали развиваться в Москве и С.-Петербурге, все равно придут на рынок Екатеринбурга. Но когда они придут и с чем придут, пока неизвестно. Все компании, которые расширяют сферу своей деятельности, делают это в интересах собственного бизнеса. Но их политика не всегда совпадает с интересами Свердловской области. В данном случае на нынешнем этапе развития «Пятерочка» прогрессивная и перспективная компания, единственная в России, созданная с участием российского капитала. «Пятерочка» имеет разветвленную сеть в С.-Петербурге и активно развивается в Москве, естественно, хотела бы развиваться дальше и присмотрела себе Екатеринбург и Свердловскую область. Мы несколько раз встречались с представителями «Пятерочки» и пытались понять их политику и цели. Если говорить об интересах покупателя, то ему все равно, в каком магазине покупать товары, лишь бы это было доступно и был большой выбор товара. А если говорить о субъектах федерации, в данном случае о нашей области, возникает вопрос: чья продукция будет продаваться в этих магазинах? Потому что у компании отработана такая схема поставки товаров и такие взаимоотношения с производителями, что кроме продукции наших производителей «Пятерочка» большую часть продукции привезет уже по состоявшимся договорам. У компании очень хорошие отношения и взаимовыгодное сотрудничество с компанией «Дарья», и отсюда возникает вопрос о местных производителях. Компания, конечно, со временем будет работать с местными производителями, но для этого нужно выстроить схему сотрудничества. На сегодня цены «Пятерочки» ниже, потому что у них иная система товародвижения и имеются договоры с производителями. Компания работает на увеличение объема производства, а производитель отпускает продукцию по демпинговым ценам по отношению к другим. У нас пока таких компаний типа «производитель-оптовик-розница» нет. Они еще только зарождаются. Эта технология, конечно, передовая и выгодная, в том числе и покупателю, поэтому такие компании, как «Пятерочка», все равно придут на наш рынок. Но хотелось бы дать шанс местным торговым сетям, тем, кто уже начал развивать свои торговые сети. Это «Купец», «Кировский», «Монетка», торговые сети городов области – это тоже прообраз будущих сетей, но, поскольку мы в центре России, мы немного не успеваем за развитием и внедрением новых технологий. И хотелось бы дать время на это местным торговым сетям. От «Пятерочки» поступали предложения о покупке уже действующей торговой компании и работе купленных торговых сетей под маркой «Пятерочка». Они вели переговоры с «Кировским», «Чкаловским» и «Купцом», но представители этих торговых сетей отказались. И сегодня речь может вестись только о новом строительстве, что приветствуется. Наши предприниматели в розничной торговле сегодня пока не все настроены на расширение своей сети за счет нового строительства, а строить нужно заново. Сегодня «Пятерочка» ведет переговоры с администрацией Екатеринбурга о строительстве нового торгового центра. Они будут строить, перекупать. Капитал «Пятерочки» в основном не российский, поэтому они развиваются несколько активнее, и платежеспособность в центре выше, чем у нас. Цены на товар они обычно держат ниже на 10-15% сложившихся в данном регионе. В этом году одна из компаний Екатеринбурга начала строительство трех магазинов типа «Пятерочки». На сегодня уже есть проекты и землеотводы. – В настоящее время в администрации Екатеринбурга готовится пакет документов (предложений) для переговоров о сотрудничестве с немецкой торговой компанией «Метро». Каковы шансы «Метро» открыть и развивать торговые сети в Екатеринбурге? – На сегодняшний день «Метро» изучает местный рынок и уровень платежеспособного спроса населения. Так как все западные торговые компании имеют четкие стандарты, то они, в первую очередь, изучают объем товарооборота, насыщенность нашими торговыми предприятиями, смотрят на структуру потребления, а у нас пока структура потребления не самая лучшая для промышленников. На сегодня 52% товароборота это продовольственные товары. У «Метро» в основном промышленные товары. Представители «Метро» вели переговоры с министерством торговли и с администрацией города. Они заинтересованы по большей части в работе в Екатеринбурге, и я думаю, что администрация города все учтет и просчитает, а именно интересы наших предпринимателей и наши планы. Я думаю, что шансы у «Метро» по приходу на рынок Екатеринбурга есть. Покупка другими компаниями земель или торговых предприятий, которые по каким-то причинам распались, никак не отражается на уплате налогов, так как налоги остаются в области. На сегодняшний день тревожит состояние пищевой и перерабатывающей промышленности области, потому что технологии питерских и московских компаний на уровень выше наших, у нас не хватает для развития времени и денег. В этом году в Екатеринбурге одна из местных компаний будет вводить в действие на базе местного предприятия цех по переработке картофеля и овощей. В настоящее время уже закупается оборудование, идет его монтаж. – Как на сегодняшний день идет развитие местных торговых сетей? – На сегодняшний день можно назвать три основные фирмы: «Кировский» (26 магазинов, ресторан, цех полуфабрикатов), «Купец» (26 магазинов), «Монетка» (4 магазина). Именно «Монетка» будет работать по опыту «Пятерочки», у них все для этого есть – и оптовые базы, и склады, и новые технологии. Сегодня среди сетевых фирм самые низкие цены у «Монетки». Также структура и ассортимент «Монетки» формируется за счет широкого предложения покупателя. Именно у «Монетки» появляется возможность выйти на уровень создания компании с развитием социальных магазинов. По объему продаж на сегодня лидирует «Купец» (данные по объему продаж отсутствуют) и «Монетка» (объем около 1 млн руб. в день). – Предлагало ли министерство торговли, питания и услуг Свердловской области торговым компания развивать торговые сети в области? – Да, такое предложение мы делали. На это предложение «Кировский» ответил отказом. У них пока нет складских помещений для хранения товара и средств. Руководство торгового дома «Купец» думает о выходе на рынок области (Н. Тагил, Верхотурье, Камышлов). В настоящее время ХК «Лидер» ведет строительство торгового центра в Нижнем Тагиле, где будет открыт супермаркет «Монетка». Площадь строящегося торгового центра составляет 18 тыс. кв.м. В эксплуатацию он будет введен в конце 2002 г. – Как на сегодня обстоят дела на рынке алкогольной продукции? Какое количество фальсифицированной алкогольной продукции выявляется? – Сегодня на рынке Свердловской области фальсифицированной и некачественной алкогольной продукции практически не выявляется. Если говорить о нарушениях в сфере алкогольной продукции, то 17% алкоголя, который реализуется через магазины, продается с признаками низкого качества. Это продукция, находящаяся в незаконном обороте. Но в легальных магазинах сегодня такой продукции нет. Здесь речь идет о продукции, находящейся в незаконном обороте по разным признакам: отсутствие документов, неправильное оформление документов, потеря качества продукции в период хранения (особенно вин). Сегодня рынок алкогольной продукции стал намного чище по сравнению с прошлыми годами и более качественным по всем проверкам. Я считаю, что рынок алкогольной продукции области стал легальным. Но это не исключает того, что на рынок поступает алкогольная продукция из нежелательных районов, которые могут поставить некачественную продукцию и грешат этим. Это Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия и Молдова. Так до 30% вин, поступающих из Молдовы, имеют отклонения от ГОСТа. Это вино нельзя назвать напрямую некачественным, но определенная потеря качества имеет место быть. Вся импортная продукция завозится к нам через Москву и московские компании. Из-за дороговизны лицензии на деятельность по поставке алкогольной продукции ни одна из наших компаний на сегодняшний день не имеет прямой лицензии и не завозит продукцию напрямую. Поэтому вся эта деятельность централизовалась в Москве. Нас на сегодня волнует больше внутрироссийская алкогольная продукция, потому что она поступает напрямую. На сегодня имеются договоры на поставку с Краснодаром, Ставропольем и Осетией. В настоящее время в области находится 35 акцизных складов, и только на эти склады завозится вся алкогольная продукция отечественных производителей. На этих складах имеются налоговые посты, на которых полностью проводится контроль качества и легальности продукции. Также происходит оклеивание продукции региональной специальной маркой. Только после всех этих процедур налоговый пост дает разрешение на выпуск продукции дальше. В мае 2002 г. на правительстве Свердловской области было принято Постановление о дополнительных мерах по усилению контроля качества алкогольной продукции отечественного производства. Сейчас в министерстве торговли, питания и услуг отрабатывается механизм и согласование с федеральными органами по установке на акцизных складах дополнительного заслона качества в виде Госстандарта и СЭС. По поводу появления недоброкачественной алкогольной продукции в магазинах области хочу сказать, что это дело рук недобросовестных руководителей и собственников, которые рискуют завозить в свой магазин и продавать некачественные спиртные напитки, минуя акцизные склады. Но таких магазинов становится все меньше и меньше. Сегодня существует еще и проблема хранения алкогольной продукции. В связи с этим минторг запретил торговлю алкогольной продукцией в киосках, потому что в условиях киоска нельзя сохранить и невозможно проконтролировать качество товара. На сегодня 9 тыс. объектов реализуют алкогольную продукцию, и невозможно проконтролировать это количество, поэтому мы уменьшаем количество таких объектов. – Как на сегодня работают предприятия-производители алкогольной продукции Свердловской области? Из наших производителей алкогольной продукции можно выделить работу «Тагилводки». Их продукция востребована в основном на севере области. Рынок Екатеринбурга на сегодня несколько избалован поступлением разнообразной алкогольной продукции, поэтому здесь выбирают продукцию в первую очередь по качеству, а затем по цене. Ни по качеству, ни по цене продукция наших производителей неконкурентоспособна. В этом году относительно нормально работает Среднеуральский винзавод. На Екатеринбургском ликероводочном заводе в настоящее время установлены новые линии розлива, и специалисты этого завода работают над ассортиментом. Я полагаю, что завод начнет работать в полном объеме и продукция у них будет хорошего качества. В целом по области за 4 месяца 2002 г. выпуск алкогольной продукции увеличен на 132% к соответствующему периоду 2001 г.: по водке – 116%, по вину 159%, шампанским винам – 142%. Также начался выпуск слабоалкогольной продукции. Раньше эта продукция в области вообще не выпускалась. Очень большие мощности по выпуску слабоалкогольной продукции готовятся в Каменске-Уральском на площади завода по производству пива. И если сегодня покупатель выбирает продукцию неместного производителя, то значит есть какие-то проблемы: либо не устраивает цена, либо качество. Беседовала Елена Прокопенко Вернуться назад |