Главная > VIP-консультант > Туристический бизнес: Экономический аспект
Туристический бизнес: Экономический аспект12.07.2002. Разместил: public |
Эксперты отмечают в этом году повышение активности участников рынка туристических услуг Екатеринбурга. Связано это, прежде всего, с увеличением клиентов турагентств, что, в свою очередь, обусловлено ростом доходов населения.
В 2002 г. уральский потребитель активно начал формировать свои летние запросы уже в середине весны. Турфирмы ответили на всплеск покупательской активности расширением спектра услуг и количества маршрутов отдыха. Сегодня житель Екатеринбурга может, с помощью туроператора, отдохнуть не только в Турции или Болгарии, но и в относительно новых для уральских туристов европейских (Хорватия, Португалия), азиатских (Таиланд, Индонезия) и других странах. Руководители турфирм отмечают, что горожане сегодня гораздо более тщательно, чем раньше, планируют свой отдых. Ситуация на рынке Основная причина увеличения спроса на услуги турфирм – рост доходов населения. Он становится причиной не только увеличения потока клиентов в агентства, но и повышения запросов туристов – их выбор сегодня нередко падает на более дорогие туры. Все больше появляется людей, впервые выезжающих на отдых за границей. И для подавляющего большинства клиентов у операторов находится подходящее предложение. Бюро даже получило возможность возобновить туры в Анкону (Италия), Ираклион (Крит), которые были сняты после дефолта в 1998 г. Как рассказала директор по туризму Екатеринбургского бюро международного туризма «Спутник» Наталья Обожина, объем продаж туристических путевок в нынешнем году по сравнению с сезоном 2001 г. увеличился на 30%. Впрочем, даже если в одной туристической фирме клиенту не удается подобрать нужный вариант отдыха, у потребителя всегда существует возможность обратиться в другую. По информации областного министерства по физической культуре, спорту и туризму, лицензии на туристическую деятельность на сегодняшний день получила 181 туристическая фирма. 8 предприятий получили лицензии на туроператорскую деятельность Департамента по туризму федерального министерства. Как рассказал президент Уральской Ассоциации туризма Сергей Брулев, сегодня туристический бизнес Екатеринбурга один из наиболее развитых в России. «Туристические фирмы Екатеринбурга во многом опережают турфирмы соседних регионов по количеству отправляемых туристов. В целом туристический рынок Екатеринбурга доминирует над другими регионами, – заявил Брулев. – Сегодня можно смело говорить, что в России Екатеринбург стоит на третьем месте по развитию туристического бизнеса, после Москвы и Санкт-Петербурга. Если говорить об оценке деятельности туристического бизнеса, то он высокоразвитый, но и одновременно высококонкурентный. При этом не всегда обоснованная, продуманная и взвешенная конкуренция несет отрицательные моменты, так как снижает экономическую заинтересованность участников этого рынка и может преподнести такие вещи, которые невыгодны туристам». По мнению Брулева, туристам выгодно, чтобы цена на путевки снижалась, но снижение цены происходит за счет качества и при снижении экономической заинтересованности, а значит, надежность турфирм падает. «Когда приходится работать без прибыли либо исходить из себестоимости туров, практически всегда возникают вопросы. С точки зрения экономической целесообразности это недопустимая вещь», – подчеркнул президент Уральской Ассоциации туризма. Не обходится рынок туристических услуг и без недобросовестных игроков – по данным правительства Свердловской области, сегодня на рынке Екатеринбурга продолжает работать большое количество индивидуальных предпринимателей, которые не имеют лицензии на туристическую деятельность. Тем не менее в последнее время, по данным экспертов, на Урале наметилась устойчивая тенденция к повышению качества предоставляемых населению туристических услуг. Не последнюю роль здесь сыграл новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому туроператоры и туристические агентства лицензируются отдельно. Такое лицензирование, по мнению директора турфирмы «Мир» Сергея Бузько, является наведением системного порядка в деятельности турфирм. «Не все смогли получить новую лицензию, поэтому прошла определенная чистка и учетный порядок турфирм Свердловской области», – считает Бузько. Экономическая ситуация Одной из характерных особенностей туристического бизнеса является его тесная связь с колебанием курса рубля по отношению как к доллару, так и к другим мировым валютам – в зависимости от того, в какую страну едет тот или иной отдельно взятый клиент. Строго говоря, еще недавно главным фактором ценообразования при расчете стоимости каждого тура играл все-таки доллар США. В 2002 г., после ввода в оборот наличных евро и перехода на эту валюту большинства европейских стран, турагентствам пришлось не только присматриваться к динамике курса новой валюты, но и в ряде случаев формировать ценовой пакет поездок на ее основе. И сегодня рост цен на путевки, если речь идет о предложениях провести отпуск в странах Европы (а таких в запасе агентств большинство), зависит практически только от поведения евро на валютном рынке. Естественно, что спрос на наличные евро, возросший летом из-за отпусков, стал причиной роста курса европейской валюты по отношению и к доллару, и к рублю. Некоторые туристические компании Екатеринбурга существенно повысили цены на путевки в страны ЕС в связи с ростом курса евро. Как рассказал директор туристической компании «Планета Малахит» Виктор Желудев, сегодня действительно наблюдается повышение цен на туристические путевки в страны Европы. Однако связано это не только с динамикой валютных курсов, но и с тем, что ряд операторов подняли стоимость визы. «В среднем в нашей компании туристические путевки в страны Европы подорожали на $10», – пояснил Желудев. «Нашим партнерам, находящимся в странах ЕС, невыгодно осуществлять сделки в долларах США, поэтому они увеличивают цены или просят перевести контракты в евро», – заявила директор по туризму туристической фирмы «Спутник» Наталья Обожина. По ее словам, сегодня увеличение цен на общий пакет услуг по турам в Грецию и Испанию составило свыше 5%. Проанализировав ситуацию, агентства стали готовиться к худшему. «Действительно, цены на туры в страны, входящие в Евросоюз, увеличились на 5%, – заявили в туристической фирме «Рефэкс-Тур», – поскольку это произошло совсем недавно, сейчас оттока клиентов не наблюдается, однако мы ожидаем снижения спроса на европейские туры». Справедливости ради стоит отметить, что не все продавцы загранпутевок подняли цены на свои услуги. В Екатеринбурге работают турфирмы, которые ведут расчеты с партнерами и клиентами в долларах США. Тем не менее приходится признать, что участникам рынка туристических услуг приходится нелегко – с одной стороны, резко возросший поток клиентов, с другой – нестабильное положение на рынке валюты и, наконец, мощный прессинг конкуренции заставляют руководство агентств искать новые варианты работы с клиентами. Единственное, чего при этом добивается руководство турфирм, – финансовой стабильности своего положения и положения своих потребителей. Варианты сотрудничества В России на сегодняшний день есть только один институт, сотрудничество с которым может если не гарантировать финансовую стабильность, то, по крайней мере, создать достаточно комфортные условия для сохранения и развития бизнеса. Это банковская сфера. Банк является основным источником валюты, с которой так тесно связан туристический бизнес. Поэтому не удивительно, что уральские агентства в последнее время стали активно сотрудничать с банками, а кредитные учреждения – внимательнее присматриваться как к турфирмам, так и к их клиентской базе. Логика очень проста: человек, имеющий счет в банке, вполне может позволить себе качественный отдых. Это утверждение справедливо и в обратном случае. Таким образом, можно предположить что потребителем услуг и банков, и туристических компаний может стать одна и та же целевая группа. В объединенной борьбе за эту группу банкиры и турфирмы заключают разного рода соглашения. В основном они касаются кредитных карт – широко распространенного за пределами России инструмента платежа. Такие карты сегодня активно предлагают уральские банки и так же активно приобретают клиенты агентств, выезжающие на отдых – на заграничном курорте пачка денежных знаков зачастую оказывается громоздким багажом, к тому же способным испортить впечатление о своем хозяине. Поэтому банки и турагентства в последнее время совместно занимаются продвижением на рынке карточных продуктов. Так, ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» сотрудничает в этом плане с компанией «Джаз-Трэвел», Центром обучения за рубежом, туристическим агентством «Виста», Бюро путешествий и экскурсий, туристическими фирмами «Евразия» и «Уралавиатур», туристическим агентством «Тур-Форте». Для привлечения клиентов через туристические агентства в ВУЗ-банке разработана и действует целая программа. Приобретая туристическую путевку через турфирмы «Гринекс» и «Спутник», человек автоматически становится обладателем пластиковой карты VISA-Electron. Кроме того, клиент получает возможность приобрести пластиковую карту VISA-Classic со скидкой 20%. Как отмечают специалисты банка, большинство клиентов приходят сами, но участников этой программы тоже достаточно, поэтому она считается перспективным направлением работы, и пока приостанавливать ее руководство не намерено. Сходной позиции придерживается Уралтрансбанк. По мнению его специалистов, сотрудничество с турагентствами – конструктивная практика, которую следует активно развивать. У банка сегодня существует соглашение о сотрудничестве с фирмами «Джаз-тревел», «Круиз», «Стар-Тур», «Истфлай». По этому соглашению банк предоставляет кредиты как турфирмам на приобретение путевок с учетом их платежеспособности, так и населению на приобретение путевок у этих турфирм. По словам заместителя председателя правления Уралтрансбанка Андрея Кремнева, такой вид деятельности актуален, поскольку, учитывая летний сезон, существует достаточно большой спрос на подобные услуги. «Кроме того, работа с туристическими фирмами – это перспективное направление деятельности для банков, поскольку речь идет не об отдельно предоставляемой услуге, а о комплексном обслуживании», – сказал Кремнев. Разумеется, кредитные учреждения, рассчитывающие пополнить круг своих клиентов за счет туристов, расширяют и список своих зарубежных партнеров. Недавно Уралвнешторгбанк установил корреспондентские отношения с турецким банком YAPI ve KREDI BANKASI A.S. По мнению специалистов банка, это позволит проводить расчеты напрямую, минуя цепочку посредников, что обеспечит дополнительную надежность, скорость и позволит сохранить относительно низкие тарифы при расчетах. «Данное соглашение позволит улучшить качество обслуживания наших клиентов, которые имеют торговые отношения с турецкими производителями», – отмечают в ОАО «Уралвнешторгбанк». Кроме того, учитывая высокий интерес российских торговых и туристических компаний к турецкому рынку, банк намерен и в дальнейшем укреплять финансовые связи с Турцией. Некоторые банки приобретают туристические путевки для своих клиентов. Так, ОАО «СКБ-банк» сегодня ведет переговоры о сотрудничестве с крупными туристическими фирмами Екатеринбурга на предмет приобретения банком путевок, которые впоследствии будут разыгрываться среди клиентов банка и тех, кто еще только планирует открыть свой счет. «Для нас это новое направление, которое реализуется в рамках новой коммуникативной политики», – отмечают в СКБ-банке. Перспективы Объективно говоря, сотрудничество банков с поставщиками туристических услуг сегодня – новое направление работы, перспективное для обоих участников партнерства. Кредитование фирм и населения, а также распространение пластиковых карт способно принести банкам ощутимую дополнительную прибыль. Кроме того, такая работа – еще один шаг банков в направлении расширения работы кредитных учреждений и физических лиц, а о необходимости привлечения капитала этой части потенциальных клиентов в последнее время не устают повторять финансисты. С другой стороны, банки в этом случае оказывают туристическим агентствам серьезную помощь – как в финансовом плане, так и в плане расширения сферы услуг, которые можно предложить потребителю, что в условиях жесткой конкуренции на рынке туристических услуг может оказаться серьезным козырем. И, наконец, такая форма сотрудничества способна цивилизованно упорядочить работу агентств, налагая на них дополнительную ответственность не только перед клиентом, но и перед банком. Логично предположить, что турфирма, работающая в паре с солидным финансовым учреждением, может рассчитывать на больший интерес со стороны потребителя, чем агентство, осуществляющее свою деятельность на свой страх и риск, – ведь клиент предпочитает не рисковать своими деньгами на отдыхе. Вернуться назад |