Главная > Обзор прессы > «Капитал» и Ирина Малашкина рассказывают, что «Автостраховое мошенничество активизируется в Екатеринбурге»

«Капитал» и Ирина Малашкина рассказывают, что «Автостраховое мошенничество активизируется в Екатеринбурге»


9.09.2003. Разместил: public
Страховое мошенничество в Екатеринбурге набирает обороты, сегодня уровень сомнительных выплат страховщиков составляет 15% от общего количества выплат.

Наибольший материальный ущерб страховым компаниям наносится недобросовестными страхователями. Так, за 2002 г. сумма выплат по сомнительным страховым случаям приблизилась к 1/6 от суммы всех страховых выплат, за 2003 г. этот показатель увеличился. Необходимо отметить, что огромные потери страховщиков от преступных посягательств (они составляют около $400 млн в год) фактически оплачиваются за счет страхователей. Официальной статистики о случаях страхового мошенничества в России до сих пор нет. Департамент страхового надзора такими данными не обладает, а страховые компании имеют разрозненную информацию по случаям мошенничества.

Как правило, большинство страховых компаний стараются учитывать сомнительные выплаты. По мнению экспертов, до 80% случаев страхового мошенничества приходится именно на автострахование. Это связано с тем, что автомобиль как объект страхования наиболее мобилен и прост в реализации. Автострахование также зачастую стимулирует и заинтересованность представителей некоторых страховых компаний, которые идут навстречу мошеннику.

«Автостраховое мошенничество самый распространенный вид мошенничества в страховании, - говорит Денис Чукин, начальник отдела автострахования ЕФ СГ «Согласие». - При этом страховые компании со своей стороны делают все, что могут». Начиная с прошлого года, для того чтобы минимизировать подобные случаи, ведущие российские страховщики стали обмениваться данными о подозрительных клиентах. Однако в настоящее время в Екатеринбурге не существует единой базы данных, которая бы содержала сведения о подозрительных клиентах. Учитывая, что количество мошенников в страховании в следующем году резко возрастет, страховщикам, а также органам внутренних дел необходимо уже сейчас предпринимать все усилия по предотвращению страхового мошенничества.

Среди наиболее часто встречающихся видов автострахового мошенничества можно отметить искажение информации о страхуемом автомобиле, что возможно при помощи фиктивных документов на автомобиль. Двойное страхование, т.е. страхование транспортного средства в нескольких страховых компаниях и получение в каждой из них страхового возмещения, также пользуется большой популярностью среди мошенников. Еще один вид мошенничества - ложный угон, когда мошенники получают вознаграждение за неугнанный автомобиль.

Судебная практика привлечения за страховое мошенничество практически отсутствует. Поэтому страховщикам по некоторым случаям страхового мошенничества приходится выплачивать крупные суммы страхового возмещения. Однако в результате деятельности служб безопасности страховых компаний некоторое количество страховых преступлений стало предупреждаться еще до начала заключения договора страхования.

Не только мошенничество, но и недобросовестное исполнение своих обязательств со стороны страхователей может привести к судебным разбирательствам между страховщиком и страхователем. Случай недобросовестного отношения страхователя, например, имел место в ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота». По договору страхования страхователю предоставлялась рассрочка платежа, при этом уплату второго взноса он просрочил. В соответствии с правилами страхования автотранспорта при неуплате части страховой премии в сроки, установленные договором страхования, договор считается расторгнутым со дня, следующего за последним днем срока уплаты. После просрочки второго взноса машину недобросовестного страхователя угнали. Чтобы получить возмещение, он сначала обратился в страховую компанию для уплаты второго взноса. Через час после уплаты взноса он объявил об угоне машины и потребовал выплаты страхового возмещения.

«Настоятельно рекомендуем клиентам не пренебрегать и ознакомиться с Правилами еще до заключения договора, так как Правила у разных компаний различны, и, изучив их, клиент сможет выбрать для себя наиболее оптимальные условия страхования. Знание правил страхования и четкое им следование при наступлении страхового случая ускоряет получение клиентом страхового возмещения, - говорит Наталья Мальцева, начальник юридического отдела ЕФ ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота». - За период работы в Екатеринбурге мы сталкивались со случаями мошенничества и, как большинство других страховщиков, - чаще в автостраховании. Встречались и случаи отказа в выплате страхового возмещения. Как правило, это происходит в связи с тем, что ущерб причинен застрахованному имуществу не в результате наступления страхового случая или в связи с нарушением страхователем обязательств, предусмотренных договором и Правилами страхования».

Вернуться назад