«Неделя моды»: от шоу к бизнесу

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» подводит итоги «VII Недели прет-а-порте в Екатеринбурге».

Петр ВЕРХОВЦЕВ

В апреле 2005 года в Екатеринбурге прошла «VII Неделя прет-а-порте» – комплекс мероприятий, включавших в себя показы коллекций российских дизайнеров сезона осень/зима 2005/06, дефиле дизайнеров Великобритании, работающих под торговыми марками PPQ, Ashley Isham, GHOST и Zandra Rhodes&Andrew Logan (Gl), выставки, презентации, а также 3 круглых стола, прошедших в рамках первой в России «Бизнес-недели моды».

В этом году в «Неделе прет-а-порте» приняли участие более 37 коллекций из Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Тюмени, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, а также из Великобритании.

В целом, участники и гости «Недели прет-а-порте» оценили уровень организации данного мероприятия. На большинстве показов, особенно в последние дни, практически не было свободных мест. Многие модельеры заявили о своей готовности принять участие в подобных показах и на следующий год.

Впрочем, прошедшая «Неделя» оставила и немало вопросов, прежде всего – к её продюсерам. И главный из них – что же все-таки представляет собой «Неделя прет-а-порте»: шоу, целью которого является создать красочный показ, привлечь к нему внимание прессы и таким образом отработать деньги, полученные от спонсоров, или все-таки бизнес-мероприятие, направленное на развитие модной индустрии в Екатеринбурге?

Шоу

Если целью продюсеров была организация шоу, то она, по всей видимости, достигнута: показы оказались достаточно зрелищными. Все эти дни к «Неделе прет-а-порте» было привлечено внимание региональной прессы, телевидения и многих горожан, интересующихся современной модой. Эксперты и участники отмечали, что билетов не хватило для всех желающих попасть на показы. Не вызывала нареканий у приглашенных дизайнеров и организация показов, обеспечением которой занималось агентство «Гвенделин». Интерес к мероприятию был подогрет и участием в нем британских модельеров, к которым было и привлечено основное внимание прессы.

Об эффективности данного шоу, в первую очередь, могут судить спонсоры показа, ведь спонсорская поддержка подразумевает отдачу от потраченных денег в виде увеличения числа клиентов, повышения престижа компании, размещения рекламы. Оценивая «Неделю прет-а-потре», спонсоры отметили достаточно высокий уровень организации, но при этом указали на ряд недостатков, связанных именно с рекламой своих компаний.

Так, в ювелирном салоне «Рифеста» полагают, что в первый раз для ювелирной компании, которая вышла на подиум, выбрали не очень удачный день, когда на показе были только одни студенты. В результате, по словам заместителя директора по рекламе салона Елены Плюсниной, специалисты фирмы не уверены, что украшения «Рифесты» были представлены запланированной целевой аудитории. Ассистент главного редактора журнала «Fashion collection» Мария Сипенко также отметила определенные проблемы с организацией работы со спонсорами. «Основным был вопрос с рекламным роликом: в начале «Недели» его вообще не показывали. Кроме того, после окончания показов и закрытия «Недели прет-а-порте» никто не поддерживал связи, не осуществлял активных контактов между участниками и партнерами мероприятия», – отметила она.

Впрочем, если «Неделя прет-а-потре» изначально создавалась продюсерами в качестве зрелищного шоу, рассчитанного, в первую очередь, на промоушн спонсоров и самих продюсеров, то тогда не совсем понятно, какая роль в этом проекте отводится приглашенным на него дизайнерам из Екатеринбурга и других городов России. Все они готовили коллекции и платили вступительные взносы далеко не только для того, чтобы продемонстрировать свои коллекции друг другу и сложившейся околомодной «тусовке». Принимая участие в «Наделе», все они рассчитывали получить от нее определенную экономическую отдачу. Более того, продюсеры «Недели» не раз подчеркивали, что данное мероприятие должно стать не только модным показом, но и бизнес-акцией, которая должна способствовать формированию региональной индустрии моды.

Экономика

По словам продюсеров «Недели пред-а-порте», данное предприятие призвано было помочь региональным модельерам решить целый ряд экономических проблем: обеспечить необходимую рекламу среди потенциальных потребителей их продукции, позволить установить контакты с профессиональными закупщиками модной одежды. Впрочем, данные обещания являются обычными для продюсеров различных «недель моды». Так, эти же цели декларировались и год назад, когда продюсером «Недели прет-а-порте» выступал иной хозяйствующий субъект.

Не секрет, что одной из основных проблем, стоящих сейчас перед региональной модной индустрией, является выход со своей продукцией на широкий розничный рынок, в том числе – рынок столичный. Одним из немногих способов осуществить такой прорыв является встреча с профессиональными столичными баерами – специалистами по закупке модной продукции для крупных магазинов, известных бутиков и торговых домов. Именно присутствие баеров на показах и возможность общения с ними «за кулисами» прет-а-порте продюсеры «Недели» позиционировали в качестве одной из главных составляющих проводимого ими мероприятия. Для многих дизайнеров именно этот фактор стал определяющим при принятии решения об участии в показах.

В то же время, большая часть модельеров по итогам «Недели» сообщила, что баеров на дефиле они не встретили и, как следствие, заказов не получили. «Никакой экономической отдачи от «Недели прет-а-порте в Екатеринбурге» мы не получили. Заказов не было, с баерами мы не общались», – сообщила дизайнер одежды Ольга Комиссарова. Модельер Ольга Бузыцкая, приехавшая из Новосибирска, отметила, что если реклама самой «Недели прет-а-порте» была на достаточно высоком уровне, то коммерческая составляющая отсутствовала совершенно. «Мы не пересеклись ни с прессой, ни с баерами. Никаких заказов с «Недели» мы не получили, и я считаю, что участие в следующей «Неделе» для меня не имеет смыла. Скорее всего, на следующее мероприятие я не поеду», – подчеркнула она. «Крупным недостатком можно назвать отсутствие баеров. Ни с кем из обещанных потенциальных продавцов мы не встретились, соответственно и крупных заказов не получили», – заявила дизайнер Екатерина Тагирова. Между тем, по имеющейся информации, на «Неделе» присутствовало 4 баера из Москвы и Санкт-Петербурга, объем заключенных по её итогам сделок продюсерами не разглашается.

Схожая ситуация сложилась в сфере промоушна участников «Недели». Стремясь, в том числе, привлечь максимальный интерес общественности и СМИ, организаторы пригласили к участию в показах известных британских модельеров. В результате в фокусе внимания оказались именно они, в то время как дефиле многих главных героев «Недели» – дизайнеров из Екатеринбурга и регионов России – фактически остались незамеченными прессой и телевидением.

Та же проблема возникла и в области рекламы: если сама «Неделя» и её продюсеры были отрекламированы на должном уровне, то некоторые участники показов (за исключением иностранных гостей) практически потерялись на этом фоне и не получили должной информационной и рекламной поддержки. Об этом, в частности, свидетельствует официальный мониторинг сюжетов о «Неделе прет-а-порте», предоставленный её организаторами.

«Организация освещения наших показов, нашего общения с прессой была явно не на высоте, – отметила директор фабрики «Память» Нина Циркуненко, – продюсеры не разместили информацию о нашей фабрике, не разместили наш логотип. А для фабрики было чрезвычайно важно представить себя на рынке Екатеринбурга, так как в Челябинске индустрии моды нет в принципе. Нам не оказывает поддержку Администрация города, мы должны сами находить покупателя своей продукции. А в результате мы не получили никаких заказов. Оказалось, что мы вложили средства, отправили на показ модели и приехали в никуда. Даже в средствах массовой информации не появилось рекламы наших коллекций с «Недели прет-а-порте».

Нина Циркуненко подчеркнула, что региональной недели моды, как было заявлено, в этом году не получилось. «Возможно, екатеринбургские дизайнеры и получили что-то от участия в «Неделе», а мы – нет», – отметила она. Разные аспекты организации не устроили и остальных участников показов. У некоторых дизайнеров были утеряны документы. Например, у Аллы Южаниновой (Тюмень) пропал список спонсоров, который она высылала по почте. «Для модельеров реклама инвесторов является очень важным моментом, ведь это деньги, на которые мы работаем, отшиваем свои модели», – сообщила Алла Южанинова.

«Бизнес-неделя моды»

днако в ходе «Недели прет-а-порте» был создан прецедент сотрудничества дизайнеров и представителей бизнеса, а именно «Бизнес-неделя моды», в рамках которой состоялся ряд круглых столов, посвященных вопросам менеджмента и консалтинга в моде, инвестициям в модный бизнес и сотрудничеству модельеров с реализаторами, крупными торговыми точками. В «Бизнес-неделе» приняли участие представители более десяти консалтинговых компаний Екатеринбурга, представители банков и Уральского банковского союза, дизайнеры одежды, специалисты торговых сетей и центров, а также областное Министерство торговли, питания и услуг во главе с министром Верой Соловьевой. Все участники круглых столов дали высокую оценку данному мероприятию. «Благодаря этим столам на проблемы дизайнеров обратили внимание банковские организации, консалтинговые компании. Вот почему я полагаю, что круглые столы внесли значительный вклад в развитие рынка производства одежды дизайнеров», – заявила заведующая кафедрой дизайна одежды Уральской государственной архитектурной академии, дизайнер Людмила Кокорева. По ее словам, одним из результатов круглых столов стало решение разработать стратегический план создания индустрии моды в Екатеринбурге. Предполагается, что к разработке проекта присоединятся представители министерства, крупных розничных магазинов и инвестиционных организаций.

Вывод

Оценивая прошедшую в Екатеринбурге «VII неделю прет-а-порте», эксперты рынка модной одежды и участники показов отмечают высокий уровень организации мероприятий и достойное освещение в СМИ. В то же время участники «Недели прет-а-порте», и прежде всего, екатеринбургские и региональные дизайнеры модной одежды остались неудовлетворенны экономической составляющей показов, так как не обнаружили адекватной экономической отдачи от средств, вложенных в их организацию. Круглые столы, прошедшие в рамках «Бизнес-недели моды», хотя и привлекли внимание модельеров и наладили диалог между ними и их экономическими контрагентами, не смоги возместить отсутствия баеров и прямой рекламы.

Если говорить об экономической оставляющей «Недели», то целью участия в модных дефиле для модельеров является возможность продемонстрировать свои коллекции, во-первых, представителям прессы, а значит, широкой публике – своим потенциальным клиентам, во-вторых, баерам – потенциальным «распространителям» авторской одежды. В данном случае, по свидетельствам большинства дизайнеров, заказов по итогам «Недели» либо не было вообще, либо предлагалось производство единичных вещей, а не партий, рассчитанных на массовое производство. То же можно сказать и о рекламной стороне «Недели»: если продюсерам удалось организовать широкую рекламу самому событию, то реклама каждого конкретного дизайнера и разработанных им моделей осталась «за кадром». В результате региональные дизайнеры оказались на «Неделе» в роли статистов.

Таким образом, прошедшая «VII Неделя прет-а-порте в Екатеринбурге» наглядно продемонстрировала, что организаторы любого подобного мероприятия оказываются перед сложным выбором: либо избрать формат шоу, в котором экономическая составляющая существует в качестве декларации и «приманки» для дизайнеров, либо полностью поменять формат «недели» и сконцентрироваться на продвижении регионального дизайна, введя в состав программы мероприятий экономическую струю, в том числе – через организацию ярмарок-продаж дизайнерских изделий.

При этом следует отметить, что перспективы развития развлекательной стороны показов, превращения их в шоу, далеко не бесспорны даже в среднесрочной перспективе. Дело в том, что ни по количеству приглашенных звезд, ни по уровню организации показов Екатеринбургу в ближайшие годы не удается догнать Москву и Санкт-Петербург, что автоматически снизит интерес к «Неделям прет-а-порте». А массовый выход на наши подиумы московских дизайнеров, (а этот процесс стал заметен уже на последней «Неделе») может просто «размазать» Екатеринбургских дизайнеров и положить конец оригинальной региональной школе.

Впрочем, если основной целью «Недель прет-а-порте» все же станет именно создание зрелищного шоу и обслуживание интересов спонсоров, то, по всей видимости, продюсерам придется внести изменения в организацию подобных мероприятий, например – отказаться от взимания платы с участвующих в показах дизайнеров, которые уже выступают не в качестве лиц, заинтересованных в получении экономической отдачи от своих показов, а в качестве «приглашенных коллективов», и вправе требовать плату за свои выступления.

Таким образом, прошедшая в Екатеринбурге «Неделя прет-а-порте» оставила после себя много вопросов о дельнейших судьбах подобных региональных показов. Но, тем не менее, она, как минимум, задала экономический вектор развития таких мероприятий, продемонстрировала наличие определенной альтернативы их превращению в чистое шоу, что само по себе может быть рассмотрено как определенное достижение.


Другие материалы по теме: